Монета с Вифлеемской звездой? Антиохия, 13 - 14 гг. г.э.

топ 100 блогов catofoldmemory13.04.2024 «Если бы Аслан и впрямь прибыл в Нарнию, небеса предсказали бы это. Если бы он действительно прибыл, благоприятнейшие из звёзд собрались бы в его честь». Клайв Льюис «Последняя битва»

Много писал тут о звездной символике на староверческих литых крестах и иконах (как не любить такое - https://catofoldmemory.livejournal.com/41082.html ), однако вот уж где действительно изобилие подобной символики так это на старинных монетах. И с такими монетами связаны самые прелюбопытные истории.
Рядовая римская провинциальная монета – медный трихалк, отчеканенный в 13-14 гг. н.э. в Антиохии-на-Оронте, привлекает теперь внимание крайне далеких от античной нумизматики людей – потому как обоснована теория, что на ней изображена Вифлеемская звезда.
Едет ко мне такой вот экземпляр
Монета с Вифлеемской звездой? Антиохия, 13 - 14 гг. г.э.
Аверс: голова Зевса в лавровом венке, повёрнутая вправо. Реверс: EΠI ΣIΛANOY ANTIOXEΩN, баран, прыгающий вправо, голова повёрнута влево, над ним Вифлеемская звезда внутри полумесяца, внизу дата ΔM (44 год Актийской эры).

Вифлеемская звезда одна из тайн земной жизни Христа. Споры о том, что это вообще было и было ли вообще, идут наверно с самого появления Евангелия от Матфея, в котором Матфей, единственный из евангелистов, рассказывает о волхвах, пришедших поклониться младенцу Иисусу. Волхвы (маги в оригинале) увидели звезду на востоке и прочли ее как знамение рождения в Иудее Великого Царя. Заметим, что эта звезда не могла быть ни кометой, ни какой-либо яркой вспышкой на ночном небе (сверхновая, НЛО и т.д.), так как оказалась видна лишь немногим знатокам астрономии. Снова же эту звезду волхвы видели уже в Вифлееме (на который им указала не звезда, а мудрецы в Иерусалиме) и по ней опознали дом, где была семья Иисуса.
Напрашивается вывод, что некое небесное явление было весьма необычным и важным для астрономов и астрологов, но при этом вовсе не эффектным и заметным для обычных людей.


Что это за явление – мнения расходятся. Когда в начале XVII века европейские астрономы заметили новую звезду, то она оказалась в районе Великого Соединения – там, где на небе сблизились Юпитер, Сатурн и Марс. Иоганн Кеплер, опубликовав в 1606 году работу о появлении новой звезды (названа Nova 1604), был весьма заинтересован ее аналогией со Звездой Магов (Вифлеемской). Он предположил, что и волхвы, наблюдая Великое Соединение, заметили подобную новую звезду, истолковав ее как знак рождения Мессии. Кеплер даже вычислил, что первый раз свою звезду маги могли увидеть в 7 году до н.э., а потом вновь заметить то же собрание планет в феврале 5 года до н.э. в Иерусалиме. В XIX веке предположили, что Звездой было просто Великое Соединение планет – и ошибочно приписали эту идею Кеплеру. Отсылаю к замечательной статье «Kepler and the Star of Bethlehem»
Тут https://articles.adsabs.harvard.edu//full/1937JRASC..31..417B/0000417.000.html

В подобной трактовке есть и плюсы и минусы. Великое Соединение хорошо объясняет, почему некое Знамение было не замечено простыми людьми, но отмечено магами. Маги постоянно наблюдали движение планет на ночном небе и редкое сближение планет не могло не привлечь их внимание. Соединение также объясняет, почему маги дважды видели звезду – это повторение сочетания планет через несколько месяцев.
Минус этой теории громаднейший – для мудрецов сближение планет никак не означает их соединение в одну звезду, в сближениях 7-6 года до н.э. планеты вовсе не перекрывали друг друга. И в то же время появление на небе нового объекта яркостью равного планете как Nova 1604 года, описанная Кеплером, было бы замечено не только волхвами.

Поэтому трактовка Вифлеемской Звездой астрономами, которые не верят в чудеса, достаточно проста – это вполне известный объект, но на момент наблюдения магами позволяющий трактовать свое положение как необычное и крайне важное.

Астроном Майкл Молнар в своей книге «The Star of Bethlehem: The Legacy of the Magi» выдвинул гипотезу, что монета с бараном и звездой из Антиохии символически изображают затмение Юпитера Луной при прохождении созвездия Овна. Это событие Молнар рассматривает как основного кандидата на роль Вифлеемской звезды, которая возвестила миру рождение Спасителя и вела к месту Его рождения волхвов. Созвездие Овна являлось в это время астрономическим символом Иудеи и примыкающих к ней областей.

Этой теории была посвящена особая конференция, где собрались самые разнообразные специалисты – от астрономов до религиоведов.
Отсюда https://inosmi.ru/20221224/rozhdestvo-259174807.html
«В 2016 году была опубликована книга "Вифлеемская звезда и волхвы" под редакцией астронома Питера Бартеля (Peter Barthel) и теолога Джорджа Ван Кутена (George Van Kooten). В ней представлен широкий междисциплинарный подход, в том числе и мнения экспертов по древнему Ближнему Востоку, греко-римскому миру и современной астрономии. В книге собраны материалы международной конференции, которая состоялась в Гронингенском университете, в Нидерландах, в 2014 году».

Увы, ни книги Молнара, ни сборника конференции в сети не нашел, но один из участников конференции был настолько добр, что выложил свои впечатления и краткое содержание основных обсуждаемых идей.
Тут https://hfalcke.wordpress.com/2014/10/28/the-star-of-bethlehem-a-mystery-almost-resolved/

Теория Молнара весьма интересна – он указывает, что 17 апреля 7 года до н.э. из Иерусалима можно было наблюдать редко встречающееся соединение планет. Три рисунка из его книги и статьи о конференции

Монета с Вифлеемской звездой? Антиохия, 13 - 14 гг. г.э.
«Королевский гороскоп рождения? Небо на восходе солнца 17 апреля 6 г. до н. э. – все планеты, Солнце и Луна скопляются вокруг Овна (из М. Мольнара, «Вифлеемская звезда – Наследие волхвов», стр. 97)»

Монета с Вифлеемской звездой? Антиохия, 13 - 14 гг. г.э.
«Вид на небо из Иерусалима 17 апреля 6 г. до н.э. в 4 часа утра. Венера, Сатурн, Луна и Юпитер маршируют как «копьеносцы» перед восходящим солнцем (сделано с помощью «Stellarium»)»

Монета с Вифлеемской звездой? Антиохия, 13 - 14 гг. г.э.
«Монета из Антиохии с изображением барана, смотрящего на звезду. Желтым цветом показан путь Юпитера и Сатурна относительно неподвижных звезд в 6 г. до н. э. Хорошо видно остановку и разворот движения планет, вызванные тем, что орбита Земли быстрее орбиты Юпитера и Сатурна».

На конференции версия с Юпитером вызвала большой интерес и получила поддержку части участников.
«По мнению Молнара, остановка и ретроградное движение соединения естественным образом объяснили бы путь звезды, описанный у Матфея: «И вот, звезда, которую они видели, когда она взошла, шла перед ними, пока не остановилась над тем местом, где родился ребенок. было» (Мф 2:9). Действительно, все астрономы на встрече [П. Бартель, Б. Шефер, Д. Хьюз] согласились, что ни один астрономический объект, кроме планет, не будет «идти впереди» кого-то, а затем «оставаться» в одном месте».
Но были и скептики. Не удалось доказать, что Овен был символом Иудеи в то время – хотя позднее Клавдий Птолемей связывал знак Овна именно с Иудеей. Встал и вопрос, как Юпитер мог быть принят за новую звезду. Впрочем, Евангелие от Матфея писалось много десятилетий спустя после события и человеком, который не разбирался в астрономии и астрологии. Так что после многих пересказов и неизбежных упрощений знак соединения мог стать просто звездой.
«Итак, действительно ли Матфей использует астрологические термины в своей истории? Интерпретация Молнара состоит в том, что Матфей не хотел рассказать нам о том, что звезда шла перед волхвами, а просто использовал общеизвестные астрологические термины о движении планет. Термин «ἐν τῇ ἀνατολῇ» (en te anatole, при восходе) в Матфей 2:2 действительно имеет астрологический смысл и может относиться к спиральному восходу, т. е. к восходу непосредственно перед восходом солнца или, по крайней мере, к утреннему восходу [А. Джонс, А. Панаино]. С другой стороны, «астер» на самом деле представляет собой одиночную звезду и не может быть применено ни к соединению, ни к комете. Идентификация как единой планеты хотя и возможна, но с трудностями [А. Панаино]. В рамках теории Молнара, возможно, можно было бы утверждать, что ранним утром был виден только Юпитер и, следовательно, царственную планету можно было назвать «его звездой». В целом, Матфей не может последовательно использовать правильные астрологические термины [С. Heilen], возможно, из-за незнания».

Однако же есть серьезный аргумент против того, что на трихалке с Антиохии Вифлеемская звезда - весьма похожая монета внезапно нашлась тут - https://shlomo-zimerman.livejournal.com/122808.html
Всегда полезно читать что выкладывает умный и знающий человек! Знатная удача, что на глаза попался такой важный материал. Ничего не знал прежде о зодиакальной серии монет Антонина Пия, отчеканенной в Египте к началу нового сотического цикла 139-140 годы н.э. Монеты редкие. Тут одна из монет и рассказ о ней https://shlomo-zimerman.livejournal.com/104504.html.
И в серии этой сразу видим весьма похожий сюжет. Только к Овну и звезде добавлен Марс.
Вот такая монета в отличном сохране https://www.coin.com/cgi-local/find1BCoins.cgi?inventory=55930&dex=22

Монета с Вифлеемской звездой? Антиохия, 13 - 14 гг. г.э.
«Медная драхма. Датировано 8 годом = 144/145 г, Планета Марс в знаке Овна. Справа голова лауреата Антонина Пия. Баран прыгает вправо с запрокинутой головой; Бюст Ареса (Марса) в шлеме и кирасе и звезда наверху».

Несмотря на более чем вековую разницу – Овна изображают точно также, как на монете из Антиохии. Но вот планеты, как видим, изображали не звездой.

Можно сделать вывод, что на монете с Антиохии действительно изображено некое событие, что случилось на небе в знаке Овна.
Было ли это событие связано с особым положением Юпитера? Если да, то почему он изображен не так, как изображали планету позднее – бюстом Юпитера? Хотя, напомню, на другой стороне монеты как раз голова Зевса.
Было ли так отмечено появление новой звезды в знаке Овна? Но тогда почему эта звезда, если она и была Вифлеемской, попала на монету лишь двадцать лет спустя после Знамения и не в Иудее, а в Антиохии, где иудейские предания вряд ли были сильно интересны? При этом в самой Иудее лишь волхвы видели эту звезду и немногие первые христиане впоследствии помнили их историю.

Вполне допускаю, что на антиохийской монете звезда просто обозначает, что изображен именно Овен, а не обычный земной баран. На монете Антонина Пия Овен изображен как баран со звездой над головой - явно чтобы показать его статус небесного существа.


Так что теория Молнера, при всей своей красоте, все же не до конца убедительна и связывать антиохийскую монету с бараном и звездой именно с замеченным волхвами появлением Вифлеемской звезды затруднительно. При этом астрономический и астрологический смысл изображения бесспорен

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Песня, как протест. Те, кто постарше, обязательно вспомнят противостояние советской идеологии и молодежных неформальных субкультур панков, хиппи, металлистов. Разве кто-то мог предположить, что когда-нибудь наступит момент, когда неформалы будут петь советские патриотические песни? И не по ...
Всем! Всем! Всем! Обращение родственников погибших в ДТП на Ленинском! Нужны ...
Этот снимок был сделан 4 февраля 2021 г. спутником Landsat 8. На нем можно увидеть реку Ниагара и место ее впадения в озеро Онтарио. На отдельной врезке также показано место расположения знаменитого водопада. Ниагара служит границей, отделяющей американский штат Нью-Йорк (правая ...
C точки зpения банальной эpyдиции каждый индивидyyм, кpитически мотивиpyющий ...
...