
Монастырь Нова-Павлица (часть 1)


От станции Брвеник до монастыря идет асфальтированная дорога с указателями, так что заблудиться трудно. Конечно, здесь без подъемов и спусков тоже не обошлось, но они не такие уж тяжелые. Зато можно увидеть монастырь издалека:


В отличие от Студеницы и Градца (а также Сопочан и Любостиньи, которые у нас впереди), Нова-Павлица - это задужбина не королевской семьи, а "всего лишь" феодальной. Его построили во второй половине XIV столетия братья Мусичи - Стефан и Лазарь. К этому моменту Сербское королевство (и даже империя, мы же помним, что Стефан Душан был коронован как император сербов и греков) распалось, и в том осколке, на территории которого находится нынешняя Сербия, правил князь Лазарь, сестра которого Драгана и была матерью наших ктиторов Мусичей (не запутались? В общем, Мусичи - племянники князя Лазаря по материнской линии). Оба Мусича погибли на Косовом поле (1389), их тела были привезены в родовую задужбину Нову-Павлицу и здесь похоронены. Их мать Драгана приняла постриг с именем Феодосия в этой же обители и здесь же умерла в 1392 году.
Церковь в Новой Павлице хоть и построена в моравском стиле (теоретически гораздо более "витиеватом", чем уже знакомый нам рашский), но выглядит очень скромно.





Перед тем, как зайти внутрь, я решил перекусить купленными в ларьке на брвениковском перекрестке шоколадкой. И тут, откуда ни возьмись, появилась она...

У автора печальный опыт собаководства. Единственная наша собачка Джеки маленьким щеночком увязалась за нами по дороге от станции Пери на дачу, устоять было решительно невозможно, и мы взяли ее с собой в город. Собачка была чудом: спала на кресле, бегала по квартире за картофелинами, а на улице пропускала пешеходов мимо, а потом пыталась тяпнуть их исподтишка за ногу. Через полтора месяца она подхватила какую-то собачью болезнь. Автор, еще будучи студентом, собственноручно колол ей глюкозу и какие-то антибиотики, но она все же предпочла переселиться в иной мир - аккурат на мамин день рождения. Дождалась всех с работы, приползла на кухню к батарее и померла.
С тех пор я стараюсь обходить собачек за версту.
Но в Новой Павлице устоять перед этой местной сучкой (собака женского пола, никакого мата!) было невозможно. В общем, мы умяли шоколадку на двоих.
Мне трудно совершить плавный переход от сучки к фрескам XIV века, но будем считать, что нужные слова найдены. В церкви было совсем пусто, довольно светло, так что никаких препятствий для осмотра и фотографирования не было. А фресками там покрыты все стены. Начинаем с левого ближнего (т.е. северо-западного) угла.

Здесь рядом с апостолом Павлом (симметрично через дверной проем изображен апостол Петр, так что известная логика имеется) изображены ктиторы - те самые погибшие на Косовом поле Стефан и Лазарь Мусичи.



Думаю, покойных ктиторов нарисовали бы уже с нимбами, там что, скорее всего, перед нами их прижизненные портреты. Можно себе представить, что чувствовала мать-инокиня, ежедневно видя на стенах церкви портреты погибших сыновей .

Естественно, что никакой Благофонд сюда еще не добрался, так что разбираться с надписями пришлось самому.

Свв Онуфрий и Иоанн Лествичник

Этого я "расшифровать" не смог.

Св. Антоний Великий

Св. Иоанникий Великий
Тут двое подписаны: воины-мученики Прокопий, Димитрий; третий - Георгий (в последнем не уверен, вдруг Нестор?)




Имена двоих нечитаемы, а третий - св Стефан (Первомученик?)




Апсиду мы пока пропустим, о ней будет отдельный сказ. И мы тогда уже оказываемся в правом дальнем (юго-восточном) углу храма. Привычный Деисис, только очень засвеченный солнцем.




Неподписанные воины-мученики:



Далее у нас череда аскетов, из которых опознаны св Павел Фивейский (первый слева) и Ефрем Сирин (второй справа)





А меж тем, наш круг по храму завершается; мы уже в юго-западном углу

Тут все ясно: свв Константин и Елена с крестом, а затем апостол Петр, парный к Павлу, которого мы видели на самой первой фреске.


На этом пока тормознём. Продолжение следует.
|
</> |
