Монастырь Градац

Брвеник, от которого начинается путь к монастырю Градац, - это большой населенный пункт, так что на ведущей к нему развилке останавливается любой проходящий автобус (а не только те, что на любимом сайте высвечиваются). Я проезжал через Брвеник на автобусе трижды (из Рашки в Кралево, из Кралева в Нови-Пазар и из Нови-Пазара в Белград), так что факт остановки по требованию можно считать установленным. Но на момент поездки в собственно Градац я в автобусах уверен не был, а потому избрал еще более приятный способ - поезд. Через Брвеник из Кралева в Косовску-Митровицу проходит в день две пары местных поездов, я поехал на удобном для меня, отправлявшимся в 6-50 из Кралева и уже в 8-20 (поезд опоздал на пять минут, но для Сербии это высочайшая пунктуальность) уже стоял на платформе в Брвенике.

Вот такие красавцы-поезда подмосковного производства ходят на той линии.
Вокзал в Кралеве я вам уже показывал, а вот вам его "коллега" в Брвенике.

Железная дорога идет по каньону реки Ибар, иногда заныривая в туннели и перепрыгивая с берега на берег. На ю-тьюбе есть отличный фильм, в котором эта ж/д линия показана от косовской границы до Кралева (т.е. в обратную сторону), - насладитесь те, кто пока не готов проделать этот путь вживую!
Дорога от брвениковской развилки до монастыря Градац - 11,5 км. На гугл-карте она выглядела ужасающе-пустынной; на самом же деле, она проходит через несколько крупных деревень, машины постоянно туда-сюда ездят, так что одиноко на этой трассе вам точно не будет. Пейзажи вокруг - загляденье!





Сам Градац - это тоже немаленькая деревня и даже со школой (есть подозрение, что показанные на любимом сайте автобусы Градац - Рашка - это на самом деле школьные автобусы), перед школой нужно не пропустить указатель налево и дальше слегка подняться над мирской суетой (хотя после 11 км такой подъем в горку на последнем этапе был неприятным сюрпризом).

Благовещенский монастырь в Градце основан королевой Еленой Анжуйской, женой короля Уроша I и матерью королей-соперников Драгутина и Милутина (вы же помните их совместное "фото" в Ариле?). Елена в царствование своих сыновей правила единолично собственным феодом, т.е. была экономически независимой дамой, так что могла себе позволить строительство собственной задужбины (первый случай в сербской истории). Градац, правда, был при жизни королевы мужским монастырем, так что приняла постриг и умерла она в другом месте - в монастыре близ нынешнего Шкодера (в Албании). "Фамилия" Анжуйская - очень условна, о ней, как о своей родственнице, упоминает неаполитанский (и на тот момент еще и сицилийский) король Карл I Анжуйский - тот самый, которого мы, сицилийцы, не знавшие в то время ковида, турнули с благословенного острова. Вопрос о реальном происхождении Елены является дискуссионным в научной среде, но опять-таки после ковида авторитет той среды упал ниже плинтуса, а потому мы даже и не будем пытаться разбирать их жалкие аргументишки.









Простите, не мог остановиться))) Все-таки так долго шел, что хотел запечатлеть всё. Монастырь неоднократно оказывался в запустении и разрушался, заселялся и восстанавливался. Свой нынешний вид Благовещенская церковь приобрела в результате реконструкции 1963-1975 годов, а собственно монастырь возродился в 1986м. Так что мы видим реконструкцию "по мотивам". Тем не менее, в церкви сохранились даже фрески, хоть и в неважном состоянии.
В ПЭ есть небольшая статья о Градце, прочтите ее обязательно! Там написано, в частности, что храм Градца построен под влиянием уже увиденной нами церкви Богородицы в Студенице, это еще рашская школа, но из-под романских черт уже выступают черты готические. В росписях Градца мастера также следовали образцам из Студеницы. А далее следует длинный перечень фресок, которых на месте... не видно Были ли авторы статьи в Градце, или они, подобно Паганелю, изучали испанский по португальской поэме, я не знаю...Впрочем, часть фресок Градца перенесена в Народный музей Белграда.



Судя по всему, это некогда возмутивший меня в кпольской Хоре сюжет "Милование Марии"

Рождество Марии
Успение БМ сохранилось во фрагментах:




Из-за плохой сохранности сюжет мне неочевиден: м.б., Благовещение у колодца?

Встреча Марии и Елизаветы

Отдельные кусочки Рождества Христова:






Утверждают, что Градце на фреске есть изображения короля Уроша I (и это позволяет датировать фрески не позднее года его отстранения от власти, т.е. 1276го) и самой Елены, а также следующей монаршей четы - Драгутина и Кателины. Ну не знаю, если они и есть, то на последней фреске.

Первоначальная гробница Елены Анжуйской (или Градачской). Королева была, как и большинство членов клана Неманичей, канонизирована, так что мощи ее пользовались почитанием, но в перипетиях разрушений-восстановлений Градца они были утрачены.

Ну как же так, - вопрошает со стены Христос, - разве не очевидно, что эти святые самим себе помочь не в состоянии, а вы у них еще помощи просите.
В таких вот маленьких не туристических монастырях закрыт от посетителей только алтарь, а место для хора и чтецов доступно для любого. Все необходимые для богослужения книги лежат прямо здесь: тома Миней, Октоих, Триодь и т.д. Время было около полудня, самое время для Шестого часа, каковой я и прочитал негромким голосом (монастырь-то женский, то-то ангел-хранитель удивился): видимо, богослужебный сербский намеренно архаичен, так что понятно практически все напечатанное. Вот вам текст Символа веры на сербском (а вот тут - на хорватском, почувствуйте разницу):

Апостол критикует полагающих, что "благочестие служит для прибытка" (1Тим 6:5). Но и отказываться от него, свалившегося с неба, думаю, не стОит. На обратном пути, где-то через 3 км, проезжавший мимо водитель предложил подвезти, я не стал ломаться и с ветерком доехал до Брвеника. В принципе можно было доехать, думаю, и до Кралева, т.к. водитель сворачивал на трасу налево, но я же выиграл два часа времени, и появилась нечаянная возможность посетить еще один расположенный поблизости монастырь - Нову-Павлицу (и да, прибыток был не только во времени: водитель наотрез отказался от денег)
|
</> |