
Монастырь лучше.


- Кадр из одноимённого фильма 2013 года.
Я, собственно, о другом - о восприятии монастыря, как некоей страшной клетки, которая не переставала быть для Сюзанны именно клеткой даже в те времена, когда у неё всё складывалось благополучно. Она беспрестанно желала оттуда вырваться, а иной раз попросту умереть. Я вот недавно решила послушать эту аудиокнигу... Я уже давно не пионерка и даже смогла себе позволить то самое юридическое образование. Но. Я не поняла, почему эта девушка-буржуазка так не хотела идти в монастырь, а впоследствии приложила все усилия, дабы не оставаться в оном? Какую свободу конкретно она имела бы в мирской жизни? Дидро писал это со своих мужских позиций - он-то мог себе позволить и законы изучать, и философию, и шляться куда заблагорассудится. Что ждало дочь юриста в XVIII cтолетии? Карьера адвоката? Максимум - путь художницы, вроде Ангелики Кауфман или Розальбы Карьера. Ещё один максимум - выскочить замуж за дворянина (как сделала некто Жанна Пуассон) и попробовать затесаться в Версаль. Но Жанна Пуассон (которая Помпадур) - это было исключение из правил, оставшееся в истории человечества, а ещё более - в сплетнях и легендах. Нашу же героиню - Сюзанну Симонен ждала всё та же клетка и не факт, что более просторная и светлая.
- Кадр того же фильма «Монахиня».
Или вы полагаете, что все дамы осьмнадцатого столетия были шикарными либертинками - переписывались Ричардсоном и Руссо, носили мужское платье и полумаску, если хотели... проникнуть в полузакрытую лондонскую кофейню - обиталище мужчин из партии тори. Ну и по пунктам - танцевали бы на маскарадах в костюме Коломбины и сбегали бы в окно от агентов господина де Сартина. В окно - непременно! И чтобы по верёвочным лестницам! А некоторые даже меняли любовников, как подвязки, причём среди любовников должны непременно значиться - Вольтер, Питт-старший, Питт-младший и прусский генерал фон Зейдлиц - белокурый нибелунг с чистыми арийскими глазами. О, нет. Либертинок было мало. Большинство женщин-буржуазок и дам-аристократок жили с оглядкой на общественное мнение и только одна из тысячи устраивала себе маскарадно-мармеладную жизнь с Вольтером. Это надо было очень наплевать на социальные устои и прочую мораль, чтобы носиться на балах в мужских кюлотах. Если какая-нибудь графиня Оржельская позировала художникам в мужском наряде и спала со всеми, кто ей понравился, то это ещё не значит, что все на её месте смогли бы делать то же самое.
- Кадр того же фильма «Монахиня».
Я забыла главное - карьеру. Помпадур сделала карьеру, благодаря положению фаворитки. Мисс Дженнингс - которая герцогиня Мальборо - не стоила бы ничего без выгодного замужества. Екатерине Великой просто повезло. Меж тем в монастырях была возможность продвинуться по иерархической лестнице, самостоятельно выстроить карьеру. У нашей Сюзанны такая возможность была изначально - за неё был получен приличный вклад, она была из хорошей, хотя, и не из дворянской семьи. Ну, и личные качества - стойкость, воля, ...таланты. Ан нет - карету-мне-карету! Я уже не говорю о том, что в монастыре было куда как больше возможностей к активному долголетию - люди там физически трудились и правильно питались (сейчас примерно так и питаются богатые бабы, озадаченные фитнесом). Более того - они постоянно молились, исполняли духовную музыку и пребывали в местах скопления позитивной энергии. В своё время мне довелось прочесть статистику смерти от первых родов в XVI-XVII веках. Речь шла об Англии. Цифр не помню, запомнился возраст - 16-17 лет. Она ещё и не видела ничего! А да, многие любят повторять, что жизнь в монастыре - это было сплошное ношение вериг, власяниц и самобичевание. Это примерно такая же ахинея, как сказки о том, что в СССР люди носили только серые шмотки и стоя в бесконечных очередях, пели песни о Сталине.
|
</> |