Монастырь Гндеванк
markosyan_usik — 31.10.2021
Армения одна из самых древних стран мира с многочисленными
храмами, монастырями церквями. Если в бывших её территориях, в
Западном Армении, Нахиджеване, Арцахе, которые захватили турки и
азербайджанцы снесли не считанное количество армянского
наследия,, то в самой Армении хоть и разрушенных, но и
сохранившихся, остались ещё много тысяч разных святынь. Не зря
страну заслуженно считают музеем под открытым небом.

Монастырь Гндеванк находится в Вайоцдзорской области Армении,
вдоль старой дороги Вайк-Джермук, в каньоне реки Арпы, вблизи
деревни Гндеваз, недалеко от курортного города Джермук.
2.

Гндеванк является одним из древнейших монастырей,
сохранившихся в Армении, хотя не отличается своей уникальностью.
Зато монастырь интересен тем, что посещение его
предусматривает приятнейшую прогулку по округе.
3.
Дорога с Еревана до Ехегнадзора —час с лишним ехать. Мы
поехали по старой дороге Вайк-Джермук. С Ехегнадзора до монастыря
ещё каких-то 50 минут. Но, так как дорога ближе к монастырю
Гндеванк заброшена и разбитая, то проехали за пару часов.
Даже хорошо, если тихо ехать, так как есть там на что
посмотреть.
4.
4.
Река Арпа хоть из-за сезона была маловодная, но активно
шумела.
Ущелье имеет безумно красивые виды, много восхитительных мест,
где невозможно не остановиться, чтоб пройтись пешком,
пофотографировать.
6.
Так что останавливались много раз— и там, и здесь.
7.

По ущелью километрами растягивается Каменная Симфония, так
обычно в Армении называют созданные природой столбчатые скалы. Они
появились благодаря законам физики, когда лава после извержения,
стекая вниз застывала, превращаясь в длинные
столбы.
В Армении такое природное чудо часто встречается в
ущельях. Больше всего знаменита Каменная Симфония в Гарнийском
ущелье.
Но и здесь, на старой дороге Вайк-Джермук, не менее
удивительно и восхитительно они смотрятся. Жаль, нам не
хватило времени и, как назло, они находились на той стороне реки. Я
хотел пройти туда, чтобы поближе подойти к ним.
Но одноклассник Жирайр, с кем мы поехали в Гндеванк, мою затею
не одобрил и я отказался от этой затеи.
Жиро можно было понять, это я приехал с чужбины и каждый
камень родины мне интересен. Он человек занятной, агроном в
гигантской компании и ежедневно на "этих камнях" садами
занимается.
7.

Но тем не менее не мог не остановиться, увидя как в саду на
деревьях висят сотни килограммов яблок. Яблоки со вкусом
моего детства…
Нынче такие яблоки не в моде и их не собирают. Вот и висят до
снегов, пока сами не опадут. Но пару штук с кисло-сладким вкусом
самое то.
8.
Родник-памятник, стоящий на заброшенной дороге
Вайк-Джермук, когда то утолял жажду многим людям. Но он давно, как
и дорога, заброшен и умер. Хуже всего, что стал объектом
вандализма.
Не мог не остановиться и не сфотографировать, так как давно я
колекцианирую родники в Армении.
9.

Дорога приводит прямо к воротам стен монастыря.
Первое, что в глаза бросается в Гндеванке, это то, что кажется
монастырь у кого-то в частной собственности находится,
окружён садами, с растущими там разными фруктовыми деревьями
и несколькими десятками пчелиных пасек.
10.

Есть более интересный пеший маршрут к монастырю со стороны
села Гндеваз, если спускаться вниз по скалистым местам.
11.
Недалеко у ворот двое деревенских мужиков, не обращая на
нас внимания, занимались своими делами в нижней стороне
монастыря.
Когда мы проходили по безлюдной территории, то
догадались, что скорее всего эти мужики как раз и были
служителями, только одетые в мирские одежды.
Возможно, отдаленность и природная расположенность монастыря,
продиктовало иметь свой сад.
Примечательно, что для орошения земель во время строительства,
еще тысячу лет тому назад, к монастырю прорыли
22-километровый канал от реки Вараракн, который действует до
сих пор.
Стоя там понимаешь, что место монастыря, в этом красивейшем
ущелье, выбрано не случайно монахами - скитниками. Скитники были не
прочь любоваться видами, избранными для этого места. (Скитничество
(отшельничество) - это форма монашеской жизни.)
12.

Во дворе Гндеванка повсюду стоят полуразбитые и целые хачкары
и надгробные плиты со времён царевны Софьи и строителя Гндуни
(X-XVIвв.).
13.

14.

15.
Одноклассник Жирайр обратил моё внимание на купол, с
изображением четырёх Евангелистов, настенные надписи, фрески на
алтаре, еле видные фрагменты образа Иисуса, Богоматери с
Младенцем.
16.
На стене церкви Жирайр прочитал надпись княжны Софьи. “Вайоц
Дзор был кольцом без камня, построила это ( монастырь) и как
драгоценный камень вложила в него”. Рассказал, что имеется в виду и
почему эта запись Софьи важна, но я уже забыл.
17.

История монастыря такая.
При Орбелянах Вайоц-Дзор был центром Сюника. Однажды в
Вайоц-Дзор приехала царевна Софья из княжьего дома Сюни. Видя в
каких условиях живут монахи-отшельники, основала для
них монастырь, ставший первым духовным центром в Сюнике.
Построен в 931-936 годах, хотя строил церковь художник Егише,
однако назван именем скитника Супана Гндуни.
В монастыре главный храм Сурб-Степанос (931-36). В 999г.
построили притвор церкви, в котором, кроме прочего, была ещё
богатая библиотека.
Сотни лет при Сюникском царстве монастырь Гндеванк был
по-настоящему духовным центром.
Однако в 1604г. персидский шах Аббас разрушил Гндеванк, а
армян переселил в Персию, где армяне построили город
Исфахан.
В 1691г. настоятель Петрос отреставрировал церковь и притвор,
хозяйственные комнаты, окружил монастырь стеной, усиленной
башнями, которые почти сохранились до наших дней.
Монастырь всё-таки по своим масштабам оказался маленьким
и не отличался уникальностью. Но, тем не менее, мне очень хотелось
пройтись пешком по этим святым местам и садам, хотя нам надо было
возвращаться обратно по ущелью и в этот день планировалось
посетить и другой монастырь, которых в Вайоц Дзоре
предостаточно.
Тем более Жирайр торопил, сам спускаясь к машине.
Я, оставшись один, на минуту посидел на том стуле,
который стоял на крыше одного из притворов. Прекрасные виды. Потом
на минуту ещё раз зашёл в церковь.
Умиротворенная церковная тишина, благовония и какая-то
душевная теплота настолько мне понравились, что решил на минуту
посидеть в этой тишине.
18.
Когда спустился к машине, Жиро удивленно сказал:’’Ты куда
пропал, ара? Уже минимум, как полчаса тебя не было!’’
А мне показалось, что я всего лишь на пару минут
уединился…
«Ара, друзья уже собрались, несколько раз звонили, спрашивают
костёр разжигать или нет»—напомнил мне Жиро о встрече наших
одноклассников.
Ну раз нас ждал шашлык и наша школьная команда, то
обратной дороги и её разбитость я уже не замечал,
дорога стала для меня как прекрасное шоссе в
Европе.
А ведь сегодня планировали посетить ещё другую церковь в Вайоц
Дзоре, поэтому проехали на машине по ущелью, чтобы побыстрее
побывать здесь и сразу уехать.
19.
20.
Вскоре мы оказались на том месте в Вайоц Дзоре, которое
стало уже для нас традиционным, где мы с одноклассниками
не раз встречаемся.
21.
Когда уже досыта наелись шашлыка и выпили напитки с
погребов Вайоц Дзора, почему то снова вспомнились виды
природы, церковная тишина, благовония у Гндеванк.
Нет, я ещё раз хочу посетить эту церковь, побыть
там… эта церковь отшельников- монахов того стоит!