Монастырь Ахтала. Фрески
arukhlin — 01.06.2024Фрески монастыря Ахтала произвели одно из самых ярких впечатлений.
Дам ещё раз ссылку на великолепную книгу где про них очень подробно рассказано, а также есть отличные иллюстрации, причем даже фресок, находящихся высоко http://hierotopy.ru/contents/AhtalaBookAll2014.pdf
Там же подробно разобраны стилистические особенности разных фресок. Я даже пытаться не буду воспроизвести эти умные мысли, но даже на мой дилетантский взгляд видно, что художник был не один, при этом уровень очень высокий. В книге написано, что главный художник, который расписывал алтарь, при на нанесении эскизов использовал армянские и греческие надписи. По всей видимости он был армянином-халкедонитом, но его художественный стиль сформировался в Византии. Фрагмент фрески Причащение апостолов я вынес в заголовок. Вот общий вид алтаря
К сожалению, лик Богородицы полностью утерян. В фильме «Цвет Граната», который снимался преимущественно в монастыре Ахпат (но также в нем есть кадры и из Ахталы, Кобайра и других монастырей) есть яркий момент, когда татаро-монгольский воин стреляет из лука во фреску с Богородицей и от нее отваливается лик. Здесь явная отсылка к фреске из Ахталы, тем более что прямо перед этим идут кадры с другими фресками, которые явно оттуда. Но в фильме повреждений меньше и сначала фреска вообще целиком показана, так что для меня загадка откуда точно фреска в фильме (возможно недостающие части были специально дорисованы для фильма, а может где-то нашли очень похожую).
Нижняя часть алтарной части
Из того что сохранилось в алтарной части, безусловно самое яркое это как раз сцена с Причащением апостолов
Святые сохранились гораздо хуже
Фактически только силуэты без деталей лиц
Южную и северную стену расписывал другой мастер. Наиболее вероятно его греческое происхождение, хотя, возможно, что он тоже был армянином-халкедонитом.
Часть фресок, находящихся наверху скопирована и выставлена на уровне пола.
Я фотографировал в этом случае не оригинал, а копию. Оригинал был совсем высоко и не очень хорошо освещены.
Отвержение даров
Почему-то переставлено местами
С Принесением Марии к священникам
Святые здесь ее хуже сохранились
А вот Христос перед Пилатом значительно лучше
Св. Даниил Столпник тоже высоко, зато фреска хорошо сохранилась, здесь тоже копия. Вроде по книжке оригинал на южной стене, но я немного запутался, в общем покажу в том порядке, как есть, хотя проверил еще раз точно на южной – по моим фотографиям тоже видно.
Фрески на окнах точно на северной стене.
Св. Симеон Старший
Св. Иоанн Кущник
Южную стену расписывал тот же художник, что и северную
Посредине Сошествие во aд
Слева явление ангела женам мироносицам
А правее уверение Фомы
На западной стене Страшный суд
Выполнен по всей видимости мастерами из Грузии. Интересно, что по сравнению с византийскими памятниками тема адских мучений практически не затронута, а основное внимание Деисиусу и раю. В книге написано, что такое изображение Страшного суда характерно для многих грузинских церквей, а как противопоставление приводится византийский образец из Торчелло. И действительно сцены в Торчелло просто не забываемые. Здесь же ничего такого нет.
Зато Деисус очень хорош. Правда сужу опять по копиям внизу, которые можно хорошо рассмотреть.
Посредине сцены Рая – тут уже фотография оригинала
Ангелы в оконных проемах
Трубящий ангел – справа похоже единственные намеки на ужастики)
Еще одна интересная особенность «Страшного суда» в Ахтале, что нижний ряд отдан грузинским святым
Они очень необычные, да еще хорошо сохранились, в отличии от святых на других стенах
Преподобные Шио Мгвимели (Пещерный), Иванэ Шувамдинарели (Междуречный) и Евагрэ
Преподобные Евфимий Мтацминдели, Иларион Картвели, Георгий Мтацминдели
Фреску с сорока севастийскими мучениками выполнял четвертый художник, по-видимому провинциальный
Еще несколько фрагментов фресок частично сохранившихся
|
</> |