Молодые люди не скучают по конкретной эпохе, они скучают по прошлому вообще
swamp_lynx — 05.07.2024 "В 2000-х и 2010-х люди скучали о будущем, которого не произошло, культуролог Марк Фишер называл этот феномен хонтологией. Сейчас люди скучают по прошлому, которого у них не было.Писатель Джон Кениг придумал для этого состояния термин «анемойя» — чувство ностальгии по временам, в которых человек никогда не жил. Опрос GWI, проведенный в 12 странах, показал, что зумеры и миллениалы больше думают о прошлом, чем более старшие поколения. Больше всего молодые люди ностальгируют по нулевым и девяностым. 37% зумеров испытывают ностальгию по 1990-м, когда им по определению было максимум три года. 50% зумеров и 47% миллениалов ностальгируют по медиа из эпохи до социальных сетей — вероятно, речь о форумах, ICQ, журналах или радио в родительской машине." Николай Седашов.
"Нередко объектами ностальгирования становятся технологии предыдущих эпох. Молодежь массово увлекается гаджетами из прошлого: фотокамерами «мыльницами», кнопочными телефонами, старыми игровыми консолями, MP3-плеерами. Некоторые возрождают прослушивание музыки на виниле и магнитофонах: в прошлом году в США продажи пластинок достигли самого высокого показателя за 35 лет, а продажи аудиокассет — за 20. Например, в Нью-Йорке набирает обороты движение неолуддитов — они не пользуются смартфонами, встречаются в парке и читают бумажные книги (между прочим, и Достоевского).
Исследования американского социального психолога Эндрю Абейта и его коллеги из Великобритании Пола Махера говорят, что ностальгия (и близкая ей по смыслу анемойя) вызывает ощущение безопасности и комфорта, а также помогает справиться с кризисными ситуациями. Если совсем огрублять: мир стал страшным, люди пытаются скрыться от него в прошлом.
Эксперимент, проведенный группой ученых во главе с американским психологом Тимом Вильдшутом, показал, что новости о бедствиях вызывают негативные эмоции, а они, в свою очередь, усиливают чувство ностальгии. В ходе другого исследования Вильдшута участники тестирования сообщали, что испытывали ностальгию по прошлому, когда переживали трудные события, которые угрожали их благополучию и заставляли будущее выглядеть мрачным.
Поколение Z переживает реальность особенно тяжело: 90% зумеров регулярно испытывают психологические или физические симптомы из-за стресса, показывают исследования. Стресс обусловлен не только плохими новостями, но и информационной и технологической перегруженностью вообще. Молодые люди стараются убежать в более простые времена, где не было бесконечной самопрезентации, ежеминутных пушей и эфемерных социальных связей, вызывающих чувство одиночества.
Анемойя неразрывно связана с отказом от передовых технологий. Казалось бы, это может заставить нервничать бигтехи, но корпорации устроены так, что могут удовлетворить любой запрос: все, что может быть монетизировано, будет монетизировано. Компании вытаскивают из пыльных чуланов старые продукты, пересматривают отслужившую рекламу, натягивают на свежие модели ветхий реквизит — мы не с пляжа, но сыплется песок. SEGA и Xbox переиздают классические игровые консоли и игры из 1990-х и 2000-х, Atari также перезапустила оригинальную консоль Atari VCS, а Sony вернула на рынок линейку классических плееров Walkman. В этом году выходит компактный игровой ПК от компании Ayaneo в виде ретроконсоли Nintendo, а также портативная консоль в стиле ретро от Ordz Games, во время игры на которой можно зарабатывать биткоины.
В начале этого года стартап Rabbit выпустил «ИИ-радио». R1 — небольшой гаджет, через который можно голосом давать задачи ИИ-ассистенту. Тот может, к примеру, заказать доставку еды или такси или отредактировать изображение в фоторедакторе. Это первое устройство с «разговорным» интерфейсом для доступа к самостоятельному ИИ и имеет все шансы «задизраптить» индустрию гаджетов. Но, несмотря на все свое новаторство, его дизайн — винтажный: устройство напоминает ранние айподы и радио «уоки-токи».
Нынешняя ностальгия — не новый тренд, по данным Brandwatch, количество упоминаний этого явления в интернете резко удвоилось еще в 2021 году, сразу после пандемии. В полную силу он развернулся в 2023 году, станет одним из определяющих трендов 2024 года и будет продолжаться еще некоторое время после. Что будет потом — сложно сказать. Раньше ностальгия была цикличной и работала в 20-30-летнем периоде (дети, пережившие определенные воспоминания, становятся взрослыми и начинают тратить на них деньги). Теперь циклов нет, такое положение вещей называют NOWstalgia. Молодые люди не скучают по конкретной эпохе, они скучают по прошлому вообще — могут свободно выбирать те явления из него, которые им нравятся, и встраивать в свою реальность, как им нравится."
|
</> |