Молния.
simplefoto — 14.04.2017 Не та, которая во время грозы, а застежка. Но речь пойдет не о джинсах и сумках, а о медицине.Периодически на разных сайтах всплывает история про гениального врача, который придумал вшить в кожу пациента застежку-молнию, чтобы облегчить доступ к гнойной полости для регулярной чистки. Вот, например, ссылка от 2006 года https://www.obozrevatel.com/news/2006/10/25/141744.htm
Врач гениален, конечно, но наш преподаватель хирургии нам о "зипперном шве" этом еще в Училище рассказывал, где из меня вырастили целого фельдшера Скорой Помощи, а на дворе был 1999 год, а самой истории уже сто лет в обед как раз исполняется, так что к юбилею, как говорится.
Под катом нет дат, имен и всего такого исторического. Может, это всего лишь байка, зато под катом есть кровь и кишки наружу в буквальном смысле. Впечатлительным -- сами понимаете, остальные -- айда за мной! :)
Хирургия наука очень старая, еще Асклепий (по слухам) успешно чирьи на задницах вскрывал, но только в последние два века перестала доставлять врачам и пациентам кучу неудобств.
Во-первых, в середине девятнадцатого века изобрели наркоз. Он очень долго приживался, в него мало кто верил, но штука хорошая. Операционные до сих пор располагают на самом высоком этаже больницы, хотя уже никто никого не режет по-живому, а тогда -- вообще благодать. Никто не кричит, дюжие ассистенты хирургов бродили по коридорам без дела: им больше не надо было держать пациента во время операции. Потом, конечно, их приспособили турунды крутить и ланцеты подавать, но прогресс был знатный.
И да, в те славные времена врачи не давали Клятву Российского Врача, а давали непосредственно Гиппократу, железные люди.
Еще через век изобрели антибиотики, и сразу настал Золотой Век хирургии. А вот в промежутке...
Случилась Первая Мировая Война, и, помимо химического оружия массового поражения, воевали минами и минометами. Ноги ладно, наркоз же уже есть, да и без наркоза опытный хирург за три митуты отрезал, а вот живот... Там кишечник. В плане вскрыть брюшную полость и ручками весь кишечник перебрать, дырочки зашить или откромсать метра два, состыковать и сделать вид, что так и было -- проблем не возникало. Но содержимое кишечника, выйдя за его пределы во время ранения, неизменно вызывало самый настоящий перитонит, а антибиотиков еще не было, и дело было бы совсем труба (со стороны пациента), но!
К тому времени хирурги обратили внимание на один неочевидный факт: если перед операцией помыть руки, то пациент выживает несколько чаще. А если руки помыть карболкой, то еще чаще. И тут возникла мысль: а что, если это все от микробов? А не стоит ли нам помыть зашитый кишечник карболкой?
Технически дело осуществимо: разрез от грудины до лобка, пациента на бок, кишечник (или что там после операции осталось) вывалить в тазик с карболкой, пополоскать там со всем тщанием, аккуратно заправить назад и разрез зашить. При необходимости -- повторить. И работало!
Пока пациентов не стало многие сотни, а то и тысячи -- война. Вот тогда и пригодилась застежка-молния, много жизней спасла. Компания, которая их делала, расширилась, солдаты из США и Британии не шли на фронт без сорока сантиметров "зиппера". С тех пор в медицине есть такое понятие: "зипперный шов". Расстегнул, пополоскал, застегнул. И так, пока не полегчает.
|
</> |