Молчащие и другие
novayagazeta — 27.02.2016 Государственные телеканалы в России промолчали о марше памяти Бориса Немцова. В день, когда на московские бульвары вышли десятки тысяч горожан, телевидение рассказывало о чем угодно, например, о состоянии нашей авиации в Сирии или новом увлекательном празднике в честь «Русской весны» — дне сил специальных операций. Но только не об убитом политике. Особенно отличились на «Москве 24», где сообщили, что 27 февраля ряд улиц в центре города будет перекрыт, без дальнейших пояснений, с чем это связано. По техническим, надо думать, причинам.Просто у нас в стране оппонентов власти убивают у Кремля, а заказчики убийства наслаждаются жизнью на свободе. Дорогим москвичам лучше об этом не напоминать, тем более в год выборов.
Впрочем, москвичи помнят сами.
Зато не помнят — в Госдуме, где не сочли нужным почтить память бывшего вице-премьера, депутата и председателя фракции. Депутатам некогда отвлекаться на самоуважение, ведь стране нужны новые запреты. У российских официальных лиц память вообще отшибло, так что единственным чиновником с совестью в Москве в итоге оказался американский посол Теффт. Он еще утром перед маршем, чтобы никому не мешать, пришел на «Немцов мост» и сказал там короткую речь. В том духе, что американский народ помнит Немцова как друга своей страны, а те ценности, которые отстаивал этот русский политик, позволили бы нашим странам жить в мире и взаимном уважении.
Получается очень странно. Москвичи выходят за Немцова на крупный митинг, который без административного давления не собрать и властям. Иностранные политики говорят о памяти и дружбе, а вся российская «системная» элита в этот момент попряталась и слова молвить не смеет — о политических убийствах у российского истеблишмента нет собственного мнения. Классический лозунг сезона 2011 года «Вы нас даже не представляете» снова подтвержден.
Впрочем, кроме Таффта о Немцове 27 февраля пришлось говорить еще одному чиновнику — главе Чечни Рамзану Кадырову. Его фигура, кстати, никогда не была так популярна на улицах Москвы, как в субботу. Многие участники митинга открыто связывали Кадырова с убийством Немцова. Один мужчина шел по бульварному кольцу с плакатом «Кадыров, убей меня». В толпе можно было встретить голого по пояс молодого человека, на спине у которого был выведен прицел винтовки и надпись «Первого в 16 лет». Короче, Кадыров у нас теперь — определенно самый узнаваемый региональный политик.
Ровно в тот момент, когда по улицам шли тысячи горожан, требующие судить убийц (в терминах Кадырова и его сподвижника Даудова это шла «горстка проходимцев без Родины и флага»), главу Чечни, полномочия которого истекают в нынешнем марте, показали по НТВ. Он уже второй раз за последнюю неделю заговорил о желании уйти в отставку, причем теперь это было сформулировано вполне конкретно: «Руководству государства надо найти другого человека». Тут же Кадырову пришлось говорить и о Немцове — тот ему «ничем не мешал».
Многие не без оснований видят в заявлениях Кадырова о нежелании
руководить республикой шантаж в отношении Москвы — дескать, я и сам
хочу уйти, но вы попробуйте заменить меня. Однако
в аппаратной логике, где все российские чиновники
молчат про Немцова, а Кадыров говорит как заведенный, его заявление
вовсе не выглядит словами человека, уверенного в своих
силах.
Тем более что сенсационное заявление появилось не в личном
инстаграме Кадырова, как это было в последнее время, а в анонсе
передачи «Центральное телевидение» по НТВ. То есть госТВ отставку
уже приняло?
Кирилл Мартынов
редактор отдела политики и экономики
|
</> |