Молчание - знак несогласия - 4

топ 100 блогов qebedo08.07.2019 Как взорвать страну

То, что в СССР так никогда и не поняли, упрямо именуя Нидерландской буржуазной революцией, мраксиЗДы и не могли понять, потому что для этого требовалось отказаться от двух из тех китов, на которых стояли слоны их концепции. "Советские историки" не представляли себе, как революцию могут начать, продолжать и заканчивать аристократы, им всегда требовался "герой из навоза", потому что, по Мраксу, чем ближе к навозу - тем героичнее вождь революций. Другой вещью, несовместимой с их мЫшлением, было то, что революция может начаться не из-за отношения людей к средствам и орудиям производства, а также распределения прибавочного продукта. А, например, из-за того, как правильно верить в Б-га. Потому никто из "диалектиков материализма" не мог ответить на простой вопрос - почему независимости добились не самые экономически развитые Брабант и Фландрия, а "пыльноугловые" Зеландия и Голландия? В общем, ничего удивительного в том, что ни в СССР, ни в до сих пор идеологически наследующей ему России так и не появилось нормальной толковой книги об этих событиях - спасибо только переводчикам...

Молчание - знак несогласия - 4
Дезидериус Эразмус

Речь даже не о том, что к XVI веку ту небольшую часть европейцев, которая о чем-то думала за едой, перед и после секса, а также перед сном, охватила всеобщая идея "жизни не по лжи" - возврата к "временам, когда было лучше", и не вообще, а конкретно христианство. Лучше всего оно было, естественно, при Христе и апостолах (при них после Христа - чуть хуже, но "сойдет"), однако поскольку с тех пор "дурные нравы повредились", надо либо всем скопом погибнуть ("покайтесь, ибо грядетЪ!" - ожидания конца света были массовым психологическим помешательством той эпохи), либо "вернуться к истокам". Сперва эти мысли вылились в [средневековый] гуманизм - интеллектуальное течение, призывавшее людей больше думать о божественном и "искать свои пути к Нему", "живя не по лжи". Самым известным представителем гуманизма стал нидерландский писатель (автор первых в мире бестселлеров - книг, напечатанных гигантскими для своего времени тиражами) Геррит Герритсон, подписывавший свои сочинения на латыни (на другом языке ученые люди в Европе тогда не писали, особенно бестселлеры) как Дезидериус Эразмус (что было своего рода хохмой - Дезидериус являлось латинским аналогом греческого имени Еразмиос), нам нынче известный под искусственно придуманной недограмотеями кличкой Эразм Роттердамский.

Однако даже среди тех немногих людей, кто о чем-то думает за едой, перед и после секса, а также перед сном, количество тех, кто хочет в ответ на несправедливость мира изменить себя, а уже потом других добрым словом, ничтожно в сравнении с теми, кто хочет изменить сразу мир, причем с помощью пинка в морду. Так появились (кстати, кое-где даже раньше, чем гуманисты, и прилично так) реформаты - борцы за "церковную реформу", под которой они понимали "возвращение ко Христу и апостолам", но (см. выше) не как "быть добрее", а в основном как не платить десятину, не слушаться попов и самим решать, "как жить правильно". Первые реформаты в основном закончили в амплуа растопки для костра (Герардо Сегарелли, Дольчино, Джон Болл, Джек Стро, Ян Гус), но постепенно некоторым удалось ускользнуть от такой судьбы за счет того, что местные князьки прислушались к ним и решили, что плОтить десятину не папе Римскому, а им, князькам - это потрясающе классная идея! Среди таких "агитаторов" особенно выделились немец Мартин Лютер и француз Жан Ковен (обозвавшийся по латыни Иоаннесом Кальвин[ус]ом), в результате деятельности которых и полыхнуло то, что назвали Реформацией и протестантизмом.

Молчание - знак несогласия - 4   Молчание - знак несогласия - 4
Мартин Лютен и Жан Кальвин, два негодяя, развалившие католицизм в Нидерландах

Поскольку Эразмус был родом из Голландии, то в Семнадцати Провинциях его взгляды были вельми популярны, послужив "удобрением" для распространения идей Лютера - лютеранства. Но самыми крупными и богатыми провинциями были южные, где было сильно влияние Франции и тамошних протестантов - кальвинистов-гугенотов. К тому же жители Семнадцати Провинций хоть и размовляли немецкий, и торговали много с немцами, но к собственно немцам особо ровно не дышали именно на почве торгово-промышленной конкуренции. Так что к 1560-м годам кальвинизм вытеснил лютеранство и стал господствующим среди нидерландского "небыдла" религиозным учением. А поскольку во все времена, везде и всегда, большинство послушно шло за образованным меньшинством, то и в "широкие народные массы" новая религия проникла глубоко.

Так вот, дело было не столько в этом - всё вышеизложенное имело место не только в Нидерландах, но и во всей Северной Европе, половине Германии, Англии и половине Франции. Особенностью Семнадцати Провинций было то, что именно к XVI веку католическая церковь тут находилась не просто в упадке, а лежала на самом дне. И виной всему было церковное устройство - на всю довольно населенную и не такую уж маленькую (по меркам Европы) страну имелось всего шесть (!) епархий - Теруан, Аррас, Камбре, Турне, Льеж и Утрехт. Причем епископы Камбре и Теруана подчинялись архиепископу Реймса, Арраса и Турне - архиепископу Лилля, Утрехта - архиепископу Кёльна, а Льеж вообще был независимым церковным княжеством, подчинявшимся непосредственно папе Римскому (в светских делах - императору СРИГН) и шлющим, кстати, испанских Хабсбургов строевыми лесами. К тому же Фрисландия и Гронинген на севере вообще входили в состав немецкого епископства Мюнстер. То есть, никакого ни культурного, ни государственного единства церкви не было.

Молчание - знак несогласия - 4
Кардинал де Гранвела

Из-за этого "гигантизма" получалось, что нормального контроля епископов за жизнью церковных приходов не было. Так что, с одной стороны, духовенство в конец распоясалось (примерно 20-25% священнослужителей открыто нарушали обет безбрачия, не говоря уже о других грехах), а с другой начала отбиваться от рук паства - нидерландцы стали всё реже ходить в церкви (многие вообще стояли пустыми), предпочитая молиться и "беседовать с Ним" дома, или на собраниях "живущих не по лжи", то бишь в кругу скрытых или даже уже открытых протестантов. Ведь серьезной борьбы с Реформацией до Тридентского собора (1545-1563 годы) не было, а то, что было, сводилось на нет указанной выше неэффективностью церковной организации.

В общем, спохватился только Филипп II (надо что-то делать, что-то делать надо!), по приказу которого архиепископ Арраса (а с 1560 года - кардинал) Антуан де Гранвель (более известный в испанском варианте как Гранвела) приготовил в 1559-1561 году проект реформы церковного управления Семнадцати Провинций - создать на базе бывших 6 епархий 19 новых, назначить туда энергичных и лояльных епископов и начать активно истреблять ересь. Сам Гранвела становился первым в мире примасом (главой церкви страны) Семнадцати Провинций (объединенных нынче и в церковном плане), заняв кафедру архиепископа Мехелена. Тем паче, что некоторые новоназначенные иерархи в прошлом были инквизиторами - Николас ван дер Борхт (Николас де Кастро) в Мидделбурге, Виллем ван дер Линдт (Вильгельмус Линданус) в Рурмонде, Франс ван де Вельде (Францискус Сонниус) в Хертогенбосе, Николас ван Ньюландт в Харлеме - а остальным предполагалось выдать по помощнику-инквизитору. И всё это, естественно, очень не понравилось всем нидерландцам - от простого крестьянина до князя Оранского...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Очень многие, говоря о развитии космонавтики, любят заявлять о том, что данная отрасль требует огромных затрат. Это стало практически аксиомой – настолько, что привело к появлению фразы «космическая стоимость» или «космическая сумма». Однако мало кто задумывается: действительно ли ...
однажды волк в овечьей шкуре зарезан был на шашлыки © bazzlan В перестройку думали мы: СССР улучшают. А в это время спецлюди готовили его к демонтажу. Думаем сейчас: "пандемия", а мир готовят к чему-то. К чему? А дьявол знает. В начале 20 века мир готовили к Большой ВОЙНЕ. КТО ...
Войска ОДКБ решено ввести. После этого не только казахские активы будут падать в цене, но и активы всех участников подавления бунта. Ибо чревато новыми санкциями. Ожидаю сегодня падения росрубля ...
1969. Москва на фотографиях Михаила Ароновича Дашевского. Часть 1 1969. Москва на фотографиях Михаила Ароновича Дашевского. Часть 2 Арбат Солянка сверху Ремонт на Солянке Батюшка на Кузнецком В парикмахерской ...
Прежду чем вы увидите две фотографии из, скажем так, фотосессии, небольшое предисловие. 1. Увидев мою новую стрижку, фотограф поклялся убить парикмахера. 2. Мне пришлось долго его убеждать, что ТАКОЕ таки да можно показывать (хотя на самом деле я не ...