Молча принесёт ведро

топ 100 блогов alkolenbet20.02.2022

Под катом — трактовка «Горницы», которая мне лично картину мира поначалу поломала решительно. Теперь я попривыкла и примирилась с ней, но всё же на всякий случай предлагаю читать остальное на свой страх и риск. Хотя есть вероятность, что и этот велосипед уже изобрели безо всяких там — и я напрасно вас пугаю.

По-хорошему, надо искать авторитетные источники, специалистов, профессиональную литературу — и таких объёмов времени не бывает в нормальной жизни, так что по верхам — но, если кто-нибудь что-нибудь захочет накопать, делитесь выводами =)

Предпосылки были следующими:

«Буду до ночной звезды (что-то делать)...» — это, конечно, сейчас очень актуально. Для меня персонально в меньшей степени, чем было хотя бы позавчера, но для многих и многих помощников и работников — очень даже.

Соответственно, абстрактное «лодку мастерить» сходу заменяется на «коробку собирать». Медитативное, кстати, занятие. Только трёхсложное слово «коробка» в размер не влезает, зато можно спеть «ящик собирать»... И — вот оно! Внезапно приходит озарение, что разлюбимая «Горница» — вообще-то действительно песня о смерти.

Причём это настолько очевидно, что неясно, как можно было столько лет её петь и воспринимать лишь буквально!

Тем более, что у меня всегда были вопросы к безумному

Матушка возьмёт ведро
Молча принесёт воды.

Почему матушка таскает вёдра, а лир.герой за этим лениво наблюдает?
Попыток объяснения было две:

1) сегодня он в меланхолии, осознаёт, что косячит, переваливая свою работу, но наслаждается страданиями; а молчание этой самой матушки — осуждение его позиции. 

2) это ведро воды на самом-то деле никому не нужно, но матушка ищет повод для разговора и обижается, что сын не идёт на контакт. Его, понятное дело, раздражают такие откровенные манипуляции.

Обе версии не кажутся очень уж убедительными, но одну из них приходится принимать, чтобы была хоть какая-то картинка. Впрочем, вероятно они могут сшиться вместе во что-то промежуточное.

Но, если принять мысль, что герой мёртв, всё становится на свои места значительно лучше.

Матушка несёт воду для омовения и в её молчании — не обида, а горе.
Не должна ли она причитать-плакать-голосить? Если речь про XX век, обычная селянка уже могла утратить культуру плача — и пригласить для этой цели специальную женщину. Интересна ли нанятая старуха наблюдающей за ситуацией душе? Разумеется нет: её внимание концентрируется на близком человеке.

А может всё ещё проще: погребение уже состоялось, а матушка вымывает избу после выноса покойника. По возвращении с кладбища плакать и причитать строжайше запрещено — вот и молчит. Стоически.

Дальше.

Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.

С буквальными смыслами тут всё понятно.
С цветами... Можно понимать этот образ широко — «жизнь». И тогда картинка следующая: герой умер (цветы увяли), но в новое состояние не перешёл (лодка гниёт на мели). Про перенос через реку — факт общеизвестный, образ лодки тоже мировой. Но рубцовский наблюдатель сидит на берегу и не решается пересекать границу, которая отсечёт его от мира живых.

Ещё смущает «горница».
Первые выпавшие определения: горница — чистая комната в крестьянском жилище, светлицагорница с большим количеством окон, чаще всего на женской половине избы (и не отапливаемая). То есть, подтип, а значит фраза «В горнице моей светло» может быть синонимична фразе «Я сижу в светлице». Мне, например, понятнее тогда, почему всё-таки в качестве символа ушедшей жизни фигурируют именно цветы.

Кстати, откуда мы вычленяем пол рассказчика? Вероятно, в первую очередь из знания об авторе. И во вторую — из описания его занятий: он собирается мастерить лодку.

Но, если герой мёртв, а душа его застряла на берегу, о каком поле можно говорить?
Зато, если признать наличие в каждом характере и женского, и мужского начала — а мне это кажется справедливым, — то можно проследить за их отношениями: женская половина души лишена связи с миром, но не может покинуть его, если не уступит первенство мужской ипостаси.

Что, собственно, и происходит:

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!

Ива — символ печали, всё ещё женский плач. Затем он наконец сменяется готовностью отправляться в путь:

Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…

Поливать цветы, думать о судьбе — это уже о посмертии или новой жизни. Косвенно — о продолжении рода.
Ночная звезда — ещё одно указание на рубежность (вспомним, что с неё же всё и начиналось). Граница между временем суток значима.

Покойник ещё несколько раз может вернуться, может проникнуть в сны, может оберегать родных... Однако для обретения этой власти нужно дооформиться в новом статусе, выйти из подвешенного состояния, где мы и застаём аморфного героя. Он лишь готовится к тому, что деятельное в нём победит рассудочное — но так, вероятно, и произойдёт, потому что говорить больше не о чем. И повтор первого куплета напоминает нам о невозможности диалога с живым человеком.

Воооот. И на первый взгляд эта трактовка... озадачивает, так скажем. Поёшь себе эту песню — в морозовском варианте — сколько себя помнишь, а потом такие повороты...

Побежала читать, что принесёт интернет. Нашла ещё три версии.

Первая скучнейшая — «стихотворение о любви к малой родине».
Однако мотив смерти тут выделяют, связывая образ красных цветов с рано умершей матерью Рубцова. Почему тогда она в начале стихотворения приходит с ведром?
Можно объяснить тем, что герой видит мать как прежде наяву, но она всё же фантом, призрак, поэтому и молчит.

Доказательством могла бы быть соответствующая пунктуация. Надо, конечно, смотреть автограф, но до сих пор нигде не видела отделения первой строфы от остальных хоть каким-либо образом. А это принципиальный момент.

Вторая — вся о воспоминаниях, красных цветах и матери. И эти ребята выдают за монтаж многоточие в конце первой строфы:

Ключевое настроение стихотворения в некоторой степени заявлено еще в названии. Горница – не просто комната в доме. Традиционно так именовалась самая красивая комната, где принимались гости, собирались все члены семьи. Слово это происходит от прилагательного «горний», то есть духовный, небесный. В первом четверостишии появляется образ звезды, характерный для творчества Рубцова и олицетворяющий надежду, высокие идеалы, судьбу. Идущий от нее свет – свет духовный. Потом появляется матушка лирического героя, в молчании приносящая воду. Завершается первое четверостишие многоточием. Далее становится понятно, что описанная картина – это прекрасные воспоминания героя о прошедшем давно детстве.

Во второй строфе настроение меняется. Место светлых воспоминаний занимает не слишком радостная действительность. Герой рассказывает о красных цветах, увядших в садике, почти сгнившей лодке на речной мели. Первый образ – автобиографичен. Рубцов писал, что со смертью матери в его памяти навсегда остался связанным «удивительно красивый алый цветок». В третьей строфе не случайно возникает ива – традиционный для русской лирики символ печали. Под ней, не забывая о любимой матушке, герой намерен начать восстановление собственной жизни. Он собирается поливать цветы, думать о своей судьбе, мастерить новую лодку.

Но зато третья... Это из дневниковых записей исследователя творчества Рубцова Николая Коняева. И он считает, что стихотворение — о сне.

Вечером посидели на кухне. Я прочитал Вячеславу главу «Горница Николая Рубцова», где я доказываю, что прямо с первых же строк Рубцов разворачивает в своём стихотворении сновидение.

И тогда сразу обретают смысл вроде бы бессмысленные строки — ну, зачем идти матери ночью за водой, какая надобность? И всё упорядочивается, всё встаёт на своё место.

Смешно, кстати, что его в строках про ведро напрягает время суток, а не сама ситуация. 

Разумеется, светло! Звёздный свет не высветит ни чугун с картошкой, ни табуретку. Для быта его не хватает — зато вполне достаточно для памяти, для того, чтобы увидеть в её сумерках самое главное, то, что, кажется, навсегда было позабыто. Звёзды вообще дают у Рубцова больше нужного света, чем луна или солнце. Того света, который необходим для прозрения.

— А ты знаешь первый вариант этого стихотворения? — спросил Вячеслав, когда я дочитал главу.

— Нет… — сказал я. — Я в архиве в основном биографические материалы смотрел…

Вячеслав сходил в комнату, принёс папку. Вынул оттуда листок и протянул мне.

— Я это сам недавно в архиве нашёл…
На листке было стихотворение «В звёздную ночь».

В горнице моей светло,
Это от ночной звезды.
Матушка возьмёт ведро,
Молча принесёт воды.

— Матушка, который час?
Что же ты уходишь прочь?
Помнишь ли, в который раз
Светит нам земная ночь?

Красные цветы мои
В садике завяли все,
Лодка на речной мели
Скоро догниёт совсем.

Сколько же в моей дали
Радостей пропало, бед?
Словно бы при мне прошли
Тысяча безвестных лет.

Словно бы я слышу звон
Вымерших пасхальных сёл…
Сон, сон, сон
Тихо затуманит всё.

На этом Коняев радостно восклицает, что он прав...

Но я ещё радостнее нахожу подтверждение фольклорно-литературной трактовки. Состояния сна и смерти в принципе имеют определённое родство, так тут вдобавок гамлетовские мотивы!

...То, что я по-дилетантски назвала «фильтрами» правильно обозвать внетекстовыми структурами. И — при всей сложности обращения с ними — я довольна, когда нахожу подтверждение тому, что автор мог обладать примерно таким же набором ВС, который понадобился читателю для создания смысла.

Фольклор и Шекспир...
Второе нужно искать в архивах — информацию о том, что Рубцов о нём знал, думал, упоминал ли когда-нибудь. Впрочем, повторюсь, идея «смерть — вечный сон» универсальна.

А что касается фольклора... Рубцов-то родом из Архангельской области! Из тех самых мест, где до сих пор в икотников верят, где в деревне — столь им любимой — фольклорная традиция всё ещё сохраняется. Да, были годы, когда сакральные знания уходили на второй план, молодые люди отрывались от корней и прочее, прочее, прочее. Но всё-таки я думаю, что он был достаточно осведомлён. 

И роль подсознательного тоже нельзя отрицать.

Теперь хочу поспрашивать немного неподготовленного народа. Ведь всё на поверхности, удивительно даже. Точно должно было человечество вскрыть этот пласт.

Ещё из актуального — и запись прекрасная!

«То потянет, то толкнёт» — это про дверь в новом здании, когда руки заняты. Потом была ещё команда «Тяни!» — относилась она к плёнке, которую мы выматываем длинными лоскутами, чтобы, ритуально обойдя всех оленей, создать правильные складки. Даже «не может целиком уснуть» оказывается в тему, но главный девиз: «Глядишь — поможет!». 

Впрочем, всяко лучше, чем «Давайте мне работу, не то всё порушу-поломаю!»

....Вообще то, как человек выстраивает и поддерживает баланс между деятельным и рассудочным (я замечу только, что это условное деление, конечно), многое определяет. И, кажется, это довольно жёсткие рамки, фундаментальные настройки мозга, которому плевать, насколько его правила соответствуют общественной норме, но внутри себя он хочет поддерживать когда-то заданное «идеальное количество» что дел, что мыслей в определённый промежуток времени. Попытка заменить одно другим ни к чему разумному не приводит.

Так и КуйГорож, сходя с ума от отсутствия работы, в конце концов возвращается к состоянию совершенной замкнутости в собственной скорлупе. Кажется, что в это время он хранит все секреты мира — пропорционально его бешеной активности в ином виде. Ну, на то и злой дух, конечно.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Совсем недавно был принят этот закон.  Мне интересно услышать на сей счет мнение рядовых ликудников. Моя позиция по отношению к данному закону проста ее можно выразить в трех словах: Считаю сей законопроект нацистским. Мое обоснование - ...
...
В давешнем заявлении Роскомнадзора по поводу блога Навального глаз зацепился за утверждение: блокировка блогов Навального достаточно эффективна: «Аудитория его блога рассеялась по массе сайтов и, очевидно, уменьшилась». Слово «очевидно» тут имеет смысл, прямо противоположный его ...
Я пришёл к выводу, что Вагнер (я про композитора) просто невероятно приедается и надоедает. Кстати, у меня то же самое с Высоцким. Сейчас просто встретил в ленте афишу про вагнеровский фестиваль у Гергиева в Мариинке и подумал, что не пошёл бы - кто бы меня ни уговаривал. Надоели эти ...
Выдержка из статьи СЭ: "Честно признаюсь: не понимаю очень многого из того, что происходит в нашем футболе. Вынесем за скобки ряд, мягко говоря, неоднозначных решений КДК, драки "стенка на стенку" прямо на поле, бесчинства на трибунах, обращение в Спортивный арбитражный суд Лозанны и ...