Можно ли оставаться дружить, принципиально разойдясь во взглядах?

Я знаю обоих этих людей. Знаю очень давно и хорошо. Это взрослые, состоявшиеся, достойные люди, с уже взрослыми детьми. Но я их знал, когда они еще сами были подростками. Они у меня учились. Я им преподавал историю. Я был их школьным учителем.
Я знаю, как они оба переживают за свою немного надломившуюся дружбу. Но я скажу им – ребята, сохранить все в том же виде, как было раньше, практически невозможно. Это надо понять и смириться. Отношения, любые, нуждаются в постоянной подпитке и, конечно же, основаны на, в том числе, мировоззренческой и эстетической близости. Если нарушаются базовые основы этих отношений, они трансформируются. И никакая детская дружба, даже совместно съеденные пуды соли ничего не спасут. То есть, конечно же, останется взаимная ностальгия, невозможность предательства, готовность прийти на помощь друг другу, но горечь и печаль уже не проветрить окончательно.
Нет, конечно я желаю им сохранить свою дружбу. Да она в каком-то смысле (виде) вечна. Но, как прежде, уже никогда не будет. Люди вроде те же, а отношения другие. Или люди уже не те. А если и есть шанс, то он в том, чтобы наоборот продолжать разговаривать с попыткой, зачастую, казавшеюся безумной, понять друг друга. Понять и сделать хоть шажок навстречу. Искать и находить какие-то общие точки соприкосновения. А не прятать голову в песок. И ограничивать свое общение информацией о работе, семье, здоровье и ... футболе. Но для этого надо "остыть" от первого шока вдруг открывшихся разногласий, суметь выйти за пределы личных убеждений, растопить хотя бы часть своих страхов, предрассудков и подозрений, научиться смотреть с непривычных ракурсов и временно отказаться от ощущения собственной правоты. То есть беседовать спокойно, а не в стилистике: "Караул!"
«Крымнаш» расколол страну. Но еще оставались шансы. Потом Донбасс добил. Как можно сохранить прежние отношения, разойдясь не только по «политическим квартирам» - кто «либерал», кто «охранитель», но и по всей линейке вопросов от отношения к революции, патриотизму, вводу войск в Чехословакию и Афганистан до отношения к правозащитникам, «вашингтонскому обкому», «русскому миру» или деятельности Захара Прилепина?
Итак, вопрос: можно ли и как остаться дружить, имея разные политические взгляды, непохожую интерпретацию исторического прошлого, а порой и мировоззренческие несовпадения? Можно ли сохранить отношения, так или иначе разойдясь по разные стороны идеологических баррикад?
|
</> |