Можно ли жить с пьяницей? | Мужчина и женщина: лабиринты отношений
Сообщество «Мужчина и женщина: лабиринты отношений» — 01.06.2013Я хорошо помню свой десятый день рождения – первый в жизни сознательный юбилей. Тогда я, кудрявая девочка в цветастом платье, восхищенно смотрела на огромный торт со свечами и показывала гостям подарки. А потом папа поднял за мое здоровье первый бокал. Затем еще один… И еще несколько, пока его слова не стали неразборчивыми, а движения - неуклюжими.
Помню, как мы с друзьями разбирали в детской мои игрушки, когда он на нетвердых ногах ввалился в комнату и с недовольным мычанием упал на мою кровать. Испуганные подружки разбежались, а я так и стояла в дверях, испытывая первое в жизни разочарование в людях...
Собственно, на этом мой праздник и закончился. Гости поняли, что стали свидетелями семейных проблем, и заспешили по домам. Уставшая мама собирала со стола. Отец храпел в моей комнате, а я тихонько плакала в ванной из-за своего испорченного торжества, именинного торта, который мы так и не разрезали…
Думала о близком человеке, для которого неприятно пахнущий напиток почему-то стал дороже меня, любимой дочки...
Я знаю много женщин, которые, как когда-то моя мама, до последнего держатся за несчастливый брак. Они страдают, плачут по ночам, а утром старательно прячут под макияжем следы непроходящей усталости и украдкой мечтают о другой жизни… Но упрямо не желают разводиться.
Причины так поступать у всех разные. Одни зависят от мужа материально или психологически. Другие не готовы слушать осуждающие шепотки родственников и сплетни соседей. А некоторые оправдывают свое бездействие... детьми, которые, по мнению матерей, должны расти в полной семье. К таким женщинам я и хотела бы обратиться.
Впервые я попросила маму развестись после того злополучного дня рождения. Я сказала, что, считаю, нам не нужен папа, который заставляет нас обеих плакать. Тогда мама ответила, что со временем я пойму: в семье должен быть мужчина. Но и в 15, и в 18 лет я не понимала, сколько можно терпеть запои, оскорбления и ложь, которая у зависимых от спиртного превращается в привычку.
Еще подростком я узнала правила взрослой игры, которая заключает алкоголиков и их семьи в порочный круг… После очередного срыва, протрезвев, отец покупал маме цветы и вымаливал у нее прощение.
Я в эти моменты для него как будто не существовала. Словно он думал: раз его простит жена, то и дочка – она еще слишком маленькая, чтобы что-то понимать; малышка обязательно последует примеру матери…
Но я все замечала и пропускала через себя каждую деталь: и полные отчаяния мамины глаза, и стыдливо отведенный в сторону папин взгляд. В такие моменты мы все осознавали, что это не счастливый финал затянувшейся мелодрамы, а только эпизод, за которым последует продолжение. И все-таки мама прощала…
В каком бы состоянии отец ни возвращался домой, он никогда не поднимал на нас руку. Наверное, поэтому маме понадобилось двадцать лет мучительного брака, чтобы осознать: ложь ранит не меньше, чем занесенный кулак.
Стоило маме отправиться в командировку, лапа брал на работе отгул, чтобы «отдохнуть». Но пить у меня на глазах ему не позволяла маска примерного семьянина, поэтому несколько раз в день он отправлялся на балкон, взяв пачку сигарет.
С «перекура» он возвращался, разумеется, нетрезвым, а потом по три часа чистил мне на обед картошку, видимо, полагая, что я не замечаю, как дрожат его руки и заплетается язык.
А когда мама приезжала домой, отец доказывал ей, что не нарушал данного слова, а сварливая жена просто ищет повод для скандала.
Стоило мне в такой момент зайти в комнату, как мама прекращала кричать. Опущенные плечи, потухшие глаза, поза, которая больше подошла бы пожилому человеку, а не молодой женщине... Всем своим видом мама извинялась за то, что я стала свидетельницей «взрослой» ссоры.
А позже, когда мы с ней оставались наедине, она просила меня не судить отца, который, конечно, любит меня и хочет, чтобы я была счастлива. Но разве можно быть счастливой, когда чувствуешь, что ради твоего благополучия забывают о собственном?..
Перед экзаменами в институт отец снова меня подвел. В суете последних школьных дней я сначала потеряла паспорт, а потом заболела ангиной. Мама была привязана к работе: ей как раз поручили новый проект. А отец, в чьей помощи я так сильно нуждалась, опять ушел в запой.
Особенно унизительной была ситуация, когда я с температурой вышла из квартиры, чтобы ехать в паспортный стол за новыми документами.
В подъезде меня встретили соседи, которые сообщили, что моего отца нашли на лестнице и вот-вот увезут на «скорой».
Я долетела до машины с мигалками, припаркованной на улице. Оказалось, пьяный отец упал на ступеньках и сломал нос. Наткнувшийся на него сосед испугался, увидев кровь, и вызвал врачей.
Не забуду, какими долгими были минуты, когда я, поддерживая отца плечом, вела его до квартиры под сочувствующими взглядами соседей и прохожих...
В тот момент я мечтала оказаться рядом с мамой и другими женщинами, которые прикладывают титанические усилия, чтобы «ради детей» сохранить брак с алкоголиком. Я обняла бы их за опущенные плечи и сказала, что не всякая полная семья наполненная.
И пусть отец проверял мой дневник и дарил по праздникам игрушки, но, когда я находила в квартире его тайники с бутылками, мне не хотелось быть его дочерью.
С того злополучного дня рождения я часто пыталась взять маму за руку и сказать: «Не надо, родная, это бесполезная жертва». Но так и не нашла слов, способных описать то, что я чувствовала...
Мои родители развелись, когда мне было уже 22. И сегодня я прошу: дорогие женщины, не повторяйте чужих ошибок! Помните: дети расцветают в семьях, где живет любовь, а любая неискренность убивает в них веру в чудо, в счастливые истории любви, в вас. Станьте для своего ребенка не уставшей, заплаканной пленницей мнимого благополучия, а энергичной и счастливой мамой-музой, которая не боится признавать свои ошибки и вовремя их исправляет…
А может, подобные суждения несправедливые, и можно жить с таким отцом (мужем)?..