Может ли политический бог создать медиа-Матрицу из которой сам не сможет

Предмет этого натурного социологического исследования (возможно - самого масштабного из всех натурных социологических исследований в истории человечества) - тотальное медиа-зомбирование, выполняющееся по приказам самозваных "политических богов" и подкрепленное, соответственно, аппаратом политических репрессий.
Цель исследования - определить меру зомбификационного рикошета. Иначе говоря, определить: в какой мере политические боги становятся жертвами зомбирования, которое по их приказу проводится средствами масс-медиа и сетевых инфлюэнсеров в отношении подданных?
Впервые этим вопросом я занялся в 2011-м, в книге Xirtam. Забыть Агренду:
Капо любил переиначивать по-своему знаменитые афоризмы. Как-то за чаем он вспомнил слова Ленина: «Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества», и переиначил применительно к политикам Альянса: «Нельзя построить вокруг себя Матрицу и быть свободными от Матрицы». Стэн долго вертел в голове этот постулат, примеряя на исторические примеры, начиная с античности.
Почему персидское войско при Гавгамелах потерпело сокрушительное поражение от македонского корпуса, вдесятеро меньшего по численности и вооружению? Что, если причиной был не какой-то особый талант Александра Македонского, а специфический идиотизм Дария и его сатрапов. Они жили в Матрице, в которой Персеполис являлся метафизическим центром виртуального мира, резиденцией несменяемого и абсолютно непобедимого, богоподобного царя царей. Они не могли психологически воспринять обыкновенную реальность с ее грубыми законами механики. Такая картина в истории повторялась десятки раз. Может быть, финансово-политическая Матрица – огромная виртуальная вселенная из цифр капитализации и эмиссии, и сумм военных бюджетов, действительно заслонила реальность для персон, принимающих решения?
Из общих соображений следует, что для политических богов (царей, тиранов, диктаторов, тоталитарных олигархий, etc) крайне опасно влипание в собственную пропагандистскую медиа-Матрицу, т.е. превращение в зомби по тому же механизму, по которому (согласно статистике Милгрэма) это происходит с 87.5% подданных.
Теоретически, есть два пути избегания этой ментальной угрозы:
1) Двоемыслие (применяемое правящей партией в романе Оруэлла "1984"): "Двоемыслие означает способность одновременно держаться двух противоречащих друг другу убеждений. Партийный интеллигент знает, в какую сторону менять свои воспоминания; следовательно, осознает, что мошенничает с действительностью; однако при помощи двоемыслия он уверяет себя, что действительность осталась неприкосновенна. Этот процесс должен быть сознательным, иначе его не осуществишь аккуратно, но должен быть и бессознательным, иначе возникнет ощущение лжи, а значит, и вины. Двоемыслие — душа ангсоца, поскольку партия пользуется намеренным обманом, твердо держа курс к своей цели, а это требует полной честности. Говорить заведомую ложь и одновременно в нее верить, забыть любой факт, ставший неудобным, и извлечь его из забвения, едва он опять понадобился, отрицать существование объективной действительности и учитывать действительность, которую отрицаешь"
2) Выродкократия (модель из романа Стругацких "Обитаемый остров"): "...Поле было всегда. Незаметное, вездесущее, всепроникающее. Его непрерывно излучала гигантская сеть башен, опутывающая страну. Гигантским пылесосом оно вытягивало из десятков миллионов душ всякое сомнение по поводу того, что кричали газеты, брошюры, радио, телевидение, что твердили учителя в школах и офицеры в казармах, что сверкало неоном поперек улиц, что провозглашалось с амвонов церквей. Неизвестные Отцы направляли волю и энергию миллионных масс, куда им заблагорассудится... Опасность для Отцов могли представлять только люди, которые в силу каких-то физиологических особенностей были невосприимчивы к внушению. Их называли выродками. Постоянное поле на них не действовало вовсе, а лучевые удары вызывали у них только невыносимые боли. Выродков было сравнительно мало, что-то около одного процента, но они были единственными бодрствующими людьми в этом царстве сомнамбул. Только они сохраняли способность трезво оценивать обстановку, воспринимать мир, как он есть, воздействовать на мир, изменять его, управлять им. И самое гнусное заключалось в том, что именно они поставляли обществу правящую элиту, называемую Неизвестными Отцами. Все Неизвестные Отцы были выродками, но далеко не все выродки были Неизвестными Отцами. И те, кто не сумел войти в элиту, или не захотел войти в элиту, или не знал, что существует элита, – выродки-властолюбцы, выродки-революционеры, выродки-обыватели, – были объявлены врагами человечества, и с ними поступали соответственно".
...Но, первая из этих моделей - антиутопична, а вторая- научно-фантастична.
Как показывает практика исследований - ни в одном из случаев глобальной или региональной политбожественной зомбификации (а таких случаев за 2 года было не менее пяти) правящие группировки не смогли удержаться в области здравомыслия. Они пали жертвами зомбирующей модели, разработанной и реализованной по их же приказу. Такова цена самозваной претензии на политическое всемогущество со стороны обыкновенных экземпляров офисного планктона, случайно всплывших в верхний ярус пирамиды статусов.
Самая известная формулировка парадокса всемогущества в теологии - это парадокс камня: "Может ли Бог создать камень, который он сам не сможет поднять?"
Но есть и другая, менее известная (но в 2020-х более интересная) формулировка - это парадокс тюрьмы: "Может ли Бог создать настолько надежную тюрьму, что сам не сможет из нее вырваться?".
В политической теологии это не вопрос схоластики, а вопрос практики.
Причем ответ на него уже получен.
...Такие дела...
|
</> |