Мои первые шаги в бизнесе. Американцы и ЖКХ
controlling24 — 08.06.2012 Я уже рассказывала, как меня, девушку из глубокой уральской провинции, пригласили работать в Москву американцы - главным бухгалтером на проект Всемирного банка по реформированию нашего ЖКХ. Вместо того, чтобы вернуться из командировки домой и обнять своих "тюшек", я неожиданно оказалась на совещании в американском посольстве в Москве. К тому же не зная английского языка.За один день я выучила пару сотен ключевых слов. Проект начался. Нас собралось человек 15 - довольно разношерстная группа. Не все были американцами. Был бухгалтер из Бразилии, экономист из Канады. Из России было двое - я и финансовый аналитик.
Американцы были все очень разные. Был один "живописный" дядечка, очень похожий на престарелого ковбоя. Наши ряды сразу понесли потери. В первый же вечер "ковбой" хорошо загулял и был ограблен и избит. Через несколько дней его отправили домой - в штаты.
А мы выдвинулись на наш первый объект. В те дни я не очень понимала, что происходит, т.к. все вокруг меня говорили только по-английски. Рано утром мы прибыли. Нас встречало местное городское руководство во главе с вице-мэром. Вице-мэр почему-то сразу пристроился ко мне (видимо он тоже по-английски был ни бум-бум) и жарко заговорил - "Нам так нужны эти деньги! Мы хотим построить в городе пятизвездочный отель!".
А дальше он стал довольно бесцеремонно выспрашивать у меня, какое я отношение имею к руководителю проекта. И только тут я поняла, что я - единственная женщина в этой пестрой компании. И мне даже стало как-то не по себе. А вице-мэра пришлось довольно жестко одернуть.
Местные не понимали кто мы и зачем приехали. Им сказали, что мы - инвесторы, Всемирный банк! Денег дадут практически даром! И они старались во-всю. Прием у мэра, прием у губернатора. Всевозможные экскурсии. Обеды в честь...А американцы оказались такими "халявщиками". Они чувствовали себя великолепно - веселились, гуляй Америка!
Я была в ужасе. По прошлым проектам я знала, какой безумный объем работы нас ждет. Обычно мы работали с 8 утра до 8 вечера. Я отказалась от всех экскурсий и села за документы.
Через неделю веселье поутихло и все вошли в рабочий ритм. Разобраться в происходящем мне помог менеджер из Всемирного банка, который приехал к нам. К счастью, он хорошо говорил по русски. И я с ним много общалась.
Проект был посвящен инвестированию в предприятия ЖКХ, конкретно - в водоканалы. Всего в проекте участвовало 40 городов. Ключевым городом уже тогда был Сочи. Инвесторами выступали западные корпорации, деньги которых консолидировал Всемирный банк.
Инвесторов меньше всего интересовали водоканалы. Они были готовы участвовать в проекте за пакеты в российских предприятиях, которые им были интересны. Т.е. получалось, что нашим
А еще я неожиданно обнаружила, что за мной "ненавязчиво присматривают". Вышло это случайно. Я выполняла проект в водоканале одного из городов. Была я там одна. На выходные нам разрешалось приезжать в Москву. Билеты для меня заказывала администрация водоканала.
Получилось так, что я перепутала время отправления поезда. Уже выезжая из гостиницы, посмотрела в билет - поезд отходил как раз в эту секунду! Поехала на вокзал, поменяла билет. На следующий день, когда я вошла в вагон поезда - увидела женщину, которая буквально металась между вагонами. Она мне очень обрадовалась и сразу начала меняться с моим соседом по купе, чтобы ехать рядом со мной. Потом она даже разоткровенничалась, что постоянно ездит туда-сюда и даже хранит свои вещи у проводников!
В Москве американцам снимали квартиры, а меня поселили в гостинице Россия. Очень здорово было из окна смотреть первомайскую демонстрацию на Красной площади. (97 год). Все свое свободное время я занималась английским и через несколько месяцев уже могла что-то "лопотать".
Ряды американцев постепенно редели. Остались только самые стойкие и, я бы заметила, профессиональные - американец - руководитель проекта, бразилец, канадец и я. Бразилец научил меня готовить отчеты по GAAP (американским международным стандартам). Он был сертифицированным американским бухгалтером (CPA). Мы с ним тесно работали вместе. Он показывал мне, что надо изменить в российских отчетах, чтобы потом правильно рассчитать возможный объем инвестиций. Мы делали модели, расчеты!
А с канадцем мы были вместе в двух городах и подружились. Просто частенько болтали "за жизнь". Он рассказывал мне про свои бизнесы в Канаде и в Париже. Как купил квартиру на Манхэттене, как учился на МВА и т.д. Все убеждали меня, что надо учиться дальше, обязательно делать МВА.
Когда проект закончился, американцы дали мне очень хорошую рекомендацию и я без проблем устроилась не на рядовую позицию в PWC. И через несколько месяцев ко мне в Москву приехали мама и дети. Так началась наша новая жизнь.