Мои мысли о школе и домашнем обучении

топ 100 блогов anna_egorova21.11.2013 Вообще школа и домашнее обучение – это такой жуткий холивар, что я уже утомилась от этих дискуссий :) Но сказать что имею, т.к. много об этом думала и пришла к основному выводу по крайней мере для себя.

Лучше всего кратко об этом написала Леся Мои мысли о школе и домашнем обучении vetterok, поэтому я сразу ее процитирую, а потом буду долго рассуждать :)
«на меня, оказывается, сильно подействовал наш спор-разговор с налей про "жить в мире". я говорила, например, что нельзя ребенка отдавать в любые кружки и школы и что надо выбирать и создавать ему среду. да и не только ребенку, себе самому тоже. а наля - что надо жить в мире. то есть дружить с соседями, тебе данными судьбой, ходить в дворовую школу и т.п. истину посередине искать неинтересно, там одна банальность а не истина, я думаю, что мы обе правы, и на самом деле я мечусь между этими двумя полюсами - принимать что, вокруг, или же наоборот - выбирать. создавать. исключать. у меня нет правильного ответа. это такой вибрирующий вопрос.»

У меня тоже нет правильного ответа на этот вопрос, но я уверена, что истина где-то посередине. Поррассуждаю на эту тему.
Мне кажется, что основная проблема и тех, кто за школу, и тех, кто за домашнее обучение – это крайности, а также нежелание или неспособность брать ответственность. Поясню, почему. Большинство семей, которых я знаю, конечно, у них дети в школе. Но и в России, и США я видела и знаю не одну семью, где дети на домашнем обучении.

Так вот проблема первых почти всегда в том, что они детей в школу ОТДАЮТ. Т.е. они передают ответственность за обучение и воспитание ребенка школе (или там садику, т.е. обществу). Тем самым снимая ответственность с себя. И потом ругаются на школу, вот, у ребенка проблемы с поведением, обучением, и разводят руками, мол, во всем школа виновата. А на самом деле мы виноваты, родители, которые СДАЛИ в школу, сняв с себя ответственность. И даже неважно, кому сдали ответственность, можно таким же образом сдать ответственность и бабушкам, или няням, это неважно.

А семьи, у которых дети на домашнем обучении, чаще всего сами были в детстве так или иначе травмированы школой, садиком, и прочими групповыми формами :) Я не встречала еще ребенка на домашнем обучении, родители которого не были бы ранены в детстве школой и не вспоминали бы о своем школьном опыте с ужасом. И вот эти родители не хотят отдавать ребенка в систему. Я говорю не о детях с аутизмом или другими болезнями или просто очень застенчивых, я говорю об обычных здоровых общительных детях. Родители оставляют их дома, водят их по кружкам, занимаются с ними дома и пр. Эти родители готовы брать ответственность за собственного ребенка и его обучение, и это хорошо. Но они не готовы пытаться изменить ту систему, которая их травмировала когда-то. Они предпочитают снять с себя ответственность и не иметь с ней дела вообще. Они создают иную, альтернативную реальность своему ребенку. Но это реальность именно что альтернативная. Можно и так жить, конечно. Я говорю лишь о снятии с себя ответственности за что-то. В данном случае – за общество, в котором мы живем.

И то, и другое – грустная крайность. И самое обидное, по крайней мере то, что я вижу, что эти крайности чаще, чем наоборот.
Но есть прекрасные примеры, когда дети ходят в школу, но родители активно участвуют в жизни школы, а также поддерживают такие отношения со своим ребенком, что потенциальное отрицательное влияние школы они компенсируют, зато хорошее, данное школой, дает ребенку бесценный опыт.
Таких примеров среди домашнего обучения я не знаю, т.к. не так много знаю подобных семей. Неадекватных примеров больше, чем адекватных.

Про себя я знаю, что я очень, очень уважаю домашнее обучение.
Но, во-первых, я не способна и не хочу быть фул-тайм учителем своего ребенка\детей. Я не хочу выбирать ему компанию (а на домашнем обучении это пришлось бы делать именно мне как минимум первые несколько лет). Я считаю, что мы живем в том обществе, которое нам Бог послал, и это в том числе и наша ответственность - учиться в нем жить, улучшать его. Если ребенок будет жить в искусственно выбранной и аккуратно созданной среде, будет ли это хорошо для него? Если они никогда не увидит, что такое забияки и задиры, как он научится иметь с ними дело, защищать слабых, защищать себя, не делать из человека изгоя? Отличать хорошее от плохого не на словах и книжках, а в реальной жизни?

Во-вторых, учитель – не моя профессия и не моя страсть. Точнее, из меня выйдет прекрасный учитель физкультуры и природоведения-биологии :) Но на этом все. Я с удовольствем уже обучаю сейчас и буду обучать Юлю тому, что сама люблю – биологии, природоведению, филантропии, чтению, русскому языку, умению (или по крайней мере попыткам) думать и размышлять критически. Я люблю учиться именно в повседневной жизни.
Но вот я терпеть не могу физику и математику, а также в школе мне очень тяжело давались такие, например, предметы, как география и некоторые другие. Те же компьютеры я знаю минимально. Но вся моя семья, а также муж занимаются точными науками, я скорее исключение, чем правило. Бабушка инженер, родители и брат физики, Влад инженер. И вполне возможно, что Юле это тоже будет нравиться. Я не хочу ее этого лишать, но сама дать не смогу. Я медсестра, в конце концов :)

В-третьих, я очень слабо дисциплинированный человек и не смогу организовать нормальное обучение дома. Еще я крайне нетерпеливая и импульсивная, мне одеть-то ребенка на улицу сложно, не выйдя из себя, не то что сидеть и заниматься с ним. Тут я уже даже не говорю про младшие классы, а скорее уже про более старший возраст, когда нужно уже по-настоящему сидеть и заниматься. Есть, конечно, удивительные дети, которые занимаются сами. Но я таких встречаю редко, и большинство знакомых мам с детьми на домашнем занимаются с ними огого сколько. И не всегда получается результат лучше, чем в школе.
Кстати, пока я это все пишу, Юля сидит и смотрит мультики, потому что я все утро на прогулке обдумывала этот пост, и у меня прямо так зудело его уже написать, что пришлось избавиться от детки, которая не желает спать, таким путем :) Какое там домашнее обучение :)

В-четвертых, я очень люблю свою работу. Если бы у меня не было любимой профессии, я бы, вполне возможно, рассмотрела вариант полного домашнего обучения, просто потому что мне очень интересно заниматься с детьми лет пяти и старше, такими, которые уже хорошо разговаривают. И мам, которые дома детей растят и у которых это единственное профессиональное занятие, я вполне понимаю, что им можно их и поучить, особенно если есть силы, желание и АДЕКВАТНО оцениваемые способности, чо. Я лично сомневаюсь, что большинство обычных мам адекватно способны обучать своих детей, особенно если их больше чем один разных возрастов. Но если способности, время и желание есть, почему нет?

А вот эти мои слабости, которые не позволят мне самой обучать ребенка, очень хорошо может компенсировать школа. Школа компенсирует мои слабости, а я компенсирую слабости школы.

Еще я сама обожала свою школу, обычную московскую школу. Там были и задиры, и изгои, и проблемы, и курение на лестнице, и самые разные вещи. И я даже в этом какое-то время участвовала. Но у меня чудесные родители (и сама я не совсем дурочка :) и благодаря этому сочетанию я сама в какой-то момент поняла, что плохо и хорошо, как отойти от плохого, не потеряв себя. Я прошла и период, когда сверстники были важнее родителей, а с ними и курение, целование в подъездах, водка и прочее, а потом выросла из этого. Но теперь я понимаю, что мне НАДО было это пройти. И через плохое тоже, обязательно. И я получилась такая, как есть, мне кажется, потому что видела познала и плохое тоже. А я считаю, что я неплохо удалась :)
А еще даже и скучные предметы, и ненужные предметы, и плохие учителя, скука, дисциплина, люди вокруг, которых ты не выбирал, люди, которые ОЧЕНЬ сильно отличаются от тебя, которых ты не любишь, часто нудные и кажущиеся бесполезными домашние задания - почему-то мне кажется, что это тоже все нужно. Без этого познание жизни будет не настоящим, а той самой альтернативной реальностью.

И поэтому если Юля будет нормально развиваться, у нее не будет каких-то проблем со здоровьем и психологическим развитием , она у нас пойдет в школу. Но я ее туда не ОТДАМ, я буду активно участвовать в жизни школы, я буду хорошо знать всех учителей, участвовать в родительском комитете, читать все школьные бюллетени и пытаться всячески исправить плохое в школе, если такое замечу. Я буду волонтерить как можно больше. Да, это много дополнительной работы. А кто сказал, что будет легко? Жизнь вообще – это труд. Сдать ребенка в школу и переложить ответственность за его обучение, мышление и поведение на школу - это не труд, но и результаты могут быть соответствующие.
А еще я буду поддерживать такие отношения с Юлей (по крайней мере, попытаюсь), чтобы она всегда ко мне пришла со своими школьными вопросами и проблемами, не побоялась и не постеснялась. Потому что я верю, что именно мы, родители, самые первые и важные люди в жизни нашего ребенка, неважно, где он учится, дома или в школе.

А еще я буду сидеть на шее учителей, если будут какие-то проблемы. Да, я знаю, это довольно утомительно, иметь дело с такими родителями, как я. Я и сама иногда раздражаюсь, когда мне пациенты сто миллионов вопросов задают, пристают целый день. Все-то им интересно, не дают работать нормально! Но я обычно вовремя вспоминаю, что это их ПРАВО. И такие пациенты гораздо лучше, чем те, которым все равно, переложили ответственность за свое здоровье на медперсонал и лежат, как будто это не их жизнь.
Так же как и наше с ребенком право иметь хорошую школу (мы налоги за нее платим, в конце концов) и требовать контроля качества и совершенствования.

При этом если я по-прежнему буду работать три смены в неделю, и если закон штата это позволяет, Юля будет у нас частично на домашнем обучении, т.е. когда я дома на неделе, я попытаюсь организовать, чтобы она оставалась со мной дома, по крайней мере в начальной школе. Почему? Потому что в эти дни мы будем концентрироваться на том, что я считаю важным – природоведении, физкультуре и русском языке.

Повторяю, эти мои все рассуждения принимают во внимание нормальных здоровых детей без проблем развития. А также ситуации, когда в школе что-то можно все-таки изменить. Естественно, есть ситуации, когда ничего изменишь, и подозреваю, что в случае многих советских школ это именно так, и выбора у тамошних родителей нет.

Повторяю - это мое мнение в разработке :) Не окончательное. Уже предвижу очередной холивар, который развивать не хочется, так что очень прошу не троллить и общаться друг с другом уважительно :)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А меня все продолжают добавлять.Живые люди — заявите здесь о ...
...
Всемирная Ассоциация Календарей выступает с инициативой замены нынешнего ...
Может кто знает,  где в Украине, а хорошо если в Киеве, можно купить батарейку для ОМ1? Второй вопрос по этой же теме: правду ли говорят, что можно указывать меньшую, на 2 позиции,  светочувствительность пленки и тогда экспонометр аппарата не ...
Индийская притча. Один монах шел к гуру и по пути встретил трех аскетов. Один сидел на муравейнике и истязал себя укусами муравьев. Второй сидя на берегу ручья молча созерцал поток воды. А третий плясал и пел под большущим деревом. Узнав, ...