МОЁ ПРАВО СЛУШАТЬ МУЗЫКУ
aleksey_vyrsky — 12.11.2023Общаюсь в разных соцсетях с близкими мне людьми, уехавшими за границу. Знаете, что больше всего меня поражает? Абсолютная тоталитарность их мышления в отношении ко мне. Большинство считает себя буквально носителями истины в последней инстанции, а меня, в лучшем случае, человеком с рабским менталитетом «не знающим историю». И в чём же моё «рабство» заключается? В системе приоритетов. У меня они чётко простроены: моя семья, музыка, мой город, кино (профессия, трудно точно место определить), студенты, друзья, литература (прежде всего, Пелевин, Орлов и Толстой). Почему раб? Сознательно избегаю политической и правозащитной жвачки.
Вот говорил я тут по телефону, а затем переписывался почти сутки с очень близким мне человеком. Он пять лет назад уехал в США, у него есть там прекрасная работа по специальности, семья. Всё вроде бы хорошо. Вот только он живёт в состоянии постоянной истерики, каждый день (по его словам) по нескольку часов читает оппозиционные издания, и… никак не может ментально уехать из России. Он прекрасно знает сферу моих интересов. Но, по его словам, мы живём плохо и всё плохое происходит именно из-за того, что нам «насрать» (дословная цитата). Я пытаюсь объяснить в очередной раз: жизнь человеческая короткая, и её можно заполнить по-разному. Я вот предпочитаю потратить её на то, что мне нравится, что я люблю, что мне интересно. Почему же я должен истерить по поводу тех вещей, на которые не могу повлиять никак, да и не интересны они мне от слова совсем? «Рабская психология». Хорошо, я не спорю. А какой смысл? Но расскажи, что ты сделал, чтобы изменить что-то? Митинговал? Пошёл в политику? «Нет, я взял семью и уехал. У меня есть моральный компас (так и написал). А у вас там всё, политика Чикатило, людоеды…». И опять истерика. «Тебя интересуют только домики и благоустройство городов и твоя музыка…». Точно! Именно это и интересует. И я делаю, что могу, чтобы мы не теряли архитектурное наследие Москвы – снимаю фильмы о родном городе, даже экскурсии для своих студентов провожу и пропагандирую мой город. Музыку отнюдь не только слушаю, но оцифровываю винил и вот, недавно приступил к оцифровыванию шеллака. А это время жрёт, мама не горюй. Я посчитал: чтобы оцифровать всего 5 шеллаковых пластинок, систематизировать их, сфотографировать и описать (без сопровождения, просто названия, лейбл, и взвесить), обработать в Audition и в Premiere (я на Ютуб тоже выкладываю) у меня уходит около 8 часов! А ещё – поиски информации о мало кому известных, но очень интересных исполнителях, о производителях самих пластинок… Сегодня вот прочитал о фантастической судьбе певицы Надежды Васильевны Плевицкой. Прямо синопсис для игрового фильма! И музыка, и пластинки – это хобби, я трачу на это время, силы и деньги. Кроме того, я пишу обзоры на музыку, которую публикую. Короткие, чаще всего не «заныривая» в исследовательские глубины. Но, не всегда, кое-что меня сподвигло на некоторые исследования. Например, я уже давно собирался написать большую работу, опирающуюся на музыкальный анализ, о группе Rush и пойти дальше по прог-року. Начал с разработки метода по численному анализу для… для опенингов аниме. Подготовил доклад для конференции (которую я же и организовал), переработал, сделал доклад на другой конференции (уже гораздо более серьёзной) и написал статью с описанием метода и результатами его применения в рецензируемый журнал. Сейчас дорабатываю метод для его применения при анализе прог-рока, того направления, в котором я как рыба в воде.
Но вот близкие (теперь уже географически далёкие) люди считают, что это всё фигня, а нужно мне идти на баррикады. Особенно занятно то, что сами они ни на какие баррикады не ходили, а просто отчалили. А ты буянь, иначе «ты трус, ты раб, ты славянин». Другой мой приятель написал мне, когда началась СВО: «Беги, Вырский». Ну я же не заяц, чтобы бежать. У меня есть родной город, по которому я скучаю, уехав из него даже на несколько дней, семья, фильмы, которые я снимаю, студенты, коллекция в несколько сотен пластинок и компактов, могилы предков. И – спокойствие. Я имею возможность не пребывать в состоянии постоянной истерики по бесчисленным поводам из всяко разных новостей.
Я бы не стал писать это всё, но тут в чашу упала последняя капля, что переполнила её.
Я опубликовал ссылки, а потом краткую рецензию на новую, совершенно фантастическую работу великого музыканта, поэта и гуманиста Роджера Уотерса. Кстати, потихоньку готовлю статью о его произведениях. Человека, творчество которого оказало на формирование моего мировоззрения, огромное влияние. И, понеслась коза по ипподрому!
Ни полслова о пластинке, о музыке, размышлениях Роджера, об удивительных трактовках и открытиях в области построения тембров, о фантастически проникновенном сочетании речитатива и музыки, о намеренно заниженном диапазоне звучания голоса, ни о новых мыслях, ни о письме, которое Уотерс там зачитывал. Я слушал и у меня ком стоял в горле. И какая же была реакция? Первая, вторая, третья и …цатая реплика была: «Он мудак. Он антисемит». Я стал спрашивать, из чего сие утверждение следует. И началась форменная истерика. Ссылки на какие-то левые газетки, мутное фото с тем, что он вышел на сцену с флагом Палестины и главное: он подписал некое письмо, вместе с ещё шестью сотнями артистов и музыкантов. Я так несколько в изумлении был: индивидуалист Уотерс в «братской могиле» некоего списка? Гуманист Уотерс поддерживает насилие? До 79-ти лет он выступал за права человека, а тут вдруг стал выступать против, да ещё и по этническому принципу? Переслушал всё его творчество – ну нет там ничего антигуманного! Стал искать в интернетах. Ну да, газетёнки вырывают из контекста его отдельные фразы, полностью искажая смысл его заявлений. Пересмотрел и перечитал его интервью (я его и так периодически читаю) – ну ничего не нашёл антисемитского. Много чего есть, в том числе и того, с чем я не согласен, этому тоже, во многом, он меня научил. Но вот ни намёка на антисемитизм. Выложил его интервью после нападения на Израиль.
Думаете, дорогие друзья, кто-то посмотрел его интервью целиком? Кто-то обратился к первоисточнику? Нет. Ведь в «правильных» СМИ написано, что он антисемит, против него выступила даже жена Гилмора, тоже поэт, писавшая для Пинк Флойд (не берусь судить о ней, как о поэте, но вот есть один несомненный факт: Уотерс рождал концепции и реализовывал их и в составе группы, и сольно, а после – увы и ах, остался один торговый бренд «Pink Floyd», с уныло-мрачной музыкой без намёков на концепции, на какую-то общую идею). Уотерс выступает за равные права для всех людей и не согласен с политикой Израиля в отношении арабов. Ни больше, ни меньше. Но зачем верить его интервью, заявлениям на концертах и творчеству? Это не способствует нагнетанию истерики, а если уж согласиться, то придётся сделать немыслимое – признать свою неправоту и даже извиниться. А как приятно травить, и вдвойне приятнее травить человека безгранично талантливого, деятельного.
Ситуация с Уотерсом стала для меня таким триггером для написания этого текста. Оставьте нам наше право мыслить иначе. Мы не обязаны строем ходить, мы не обязаны биться в истерике, бесконечно читая новости и прочую х-ню. Каждый день нам подсовывают какие-то новые омерзительные вещи, раздувая их до небес. Сначала нападки на католическое духовенство и тут же, чтобы остыть не успели – metoo. Да, давайте затравим старика Вайнштейна – он ведь отпор дать не может. 40 лет всё всех устраивало, и тут – ату его, ату, сдохни в тюрьме. Потом Скрипали и без перерыва, истерика ковида, и тут же перчику добавим – BLM, и чтобы все на колени вставали, как перед распятием в храме, потом… А, забыли, давайте затравим Джоан Роулинг, она же якобы против педерастов. И ещё затравим Кевина Спейси, и, по возможности, дружно, всем Голливудом отречёмся от Джонни Деппа. Но вот потом возникла досадная пауза. Давайте травить… ну… гениев ещё не травили, просто талантов доставало. Теперь возьмёмся за Уотерса. Этот же гад имеет свою точку зрения, отличную от генеральной линии, да ещё и книжек гору прочитал, да и не молод уже, сил поменьше отбиваться будет! Ату его, ату!..
Про политику я всё понял где-то в начале нулевых, осознав, наконец-то творчество того же Уотерса, книги Евгения Юрьевича Лукина (особенно «Алую ауру протопарторга»), а позже Виктора Олеговича Пелевина. Так зачем мне этим интересоваться, зачем мне всё время пребывать в состоянии истерики, накручивать себя? Чтобы меня не называли рабом и мудаком? Друг с другом в таком тоне и изысканных выражениях общайтесь, меня от этого увольте.
Чему меня научила музыка, так это поливариантности. Можно и так, и эдак, можно даже один и тот же музыкальный текст исполнить совершенно по-разному. Более того, эти исполнения будут не лучше и не хуже относительно друг друга, они будут разные. Вот я здесь привожу два разных исполнения «Реквиема» Верди и «Торжественной мессы» Бетховена. Если следовать логике моих друзей, то или Риккардо Мути, или Артуро Тосканини – мудак и раб. Абсурд? Но это именно их логика.
Я вне истерики. А вы как хотите.