Модный хулиган
do-nuts — 13.02.2010Несмотря на свою эпатажность и неординарность, Александр Маккуин редко давал интервью, предпочитая вести замкнутый образ жизни. Представляем читателям один из редких материалов, опубликованных в “Коммерсантъ” во время визита в Москву.
-В наших
газетах вас называют “королем подиумных
хулиганов”…
-Прекрасно, если это так.
-Приходилось ли вам слышать что-либо подобное от западных журналистов?
-Нет. Но вполне возможно, что-нибудь этакое говорится в мое
отсутствие.
-Всегда ли вы
довольны прессой…
-Нет.
…или же после
сезонных показов вам хочется назвать журналистов людьми, ничего не
понимающими в моде?
-Обычно так оно и бывает. За темными очками не видно выражения
глаз, однако проскользнувшая гримаса обнаруживает отношение
Маккуина к журналистам. Я не хочу, к примеру, называть всех
журналистов идиотами. Но когда вы доверяетесь журналисту, вы
ожидаете, что он постарается понять вас и то, что вы делаете. И
будет объективным даже в том случае, если ему не нравится ваша
мода. Но вот вы поговорили с журналистом, и он, с виду вполне
довольный, ушел готовить свой опус. А через некоторое время в
печати обнаруживается полное непонимание им предмета. Такой
журналист, мягко говоря, разочаровывает.
-Вам доводилось вступать в публичные дискуссии с прессой,
парировать нелицеприятные выпады в ваш адрес. Чего вы никогда не
сможете простить прессе?
-Некомпетентность и злобу.
-А как насчет клиентов: вы всегда находите с ними общий
язык?
-Обычно да. В отличие от журналистов клиенты -это люди, которые
вполне отчетливо представляют, что я создаю.
-Так ли уж
капризны клиентки, как об этом принято писать в светских
хрониках?
-Слово “капризны” здесь не совсем уместно. Клиентки скорее чересчур требовательны… Это неплохой вопрос… Маккуин широко улыбается. Да, я согласен с тем, что клиенты непостоянны, но я ничего не имею против этого.
-Правда ли, что часть моделей после шоу вы оставляете в качестве
экспонатов будущей коллекции?
-Да, это так.
-Вы пытаетесь собрать собственную галерею моды, некий музей
Маккуина?
-Думаю, в моде нет таких, кто бы этого не хотел. Я тоже был бы не
прочь лет эдак в 70-80 посетить собственную галерею моды. Именно в
будущем, не сейчас. Можно даже сказать, что это одна из вершин, к
которой я стремлюсь как художник.
-Многие модельеры предпочитают спокойный, даже замкнутый образ
жизни. Вы принадлежите к их числу?
-Видимо, да. Когда моя работа закончена, я ухожу из ателье,
закрываю дверь и тем самым абстрагируюсь от мира моды. Я надеюсь,
что журналисты, часто вторгающиеся ко мне во время работы, не будут
вмешиваться в мою личную жизнь. Как ни банально это прозвучит, все,
что вне работы,-мое личное дело и никого не должно
касаться.
-А как насчет “расслабиться на дискотеке”? Простите, но вы не
производите впечатления затворника.
-Отчего же, я люблю и музыку, и танцы, и секс… И в этом, вероятно,
не оригинален.
- В 28 лет вам вручили высшую награду Великобритании в области
дизайна. Вы достигли всего, о чем мечтали?
-Нет. Я уважаю так называемое признание публики, но это все-таки не
самоцель. И как главный художественный руководитель французского
дома я, конечно же, перенимаю мастерство. Но по-прежнему остаюсь
Александром Маккуином. Что бы и где бы я ни делал, я делаю это так,
как считаю нужным. Как это свойственно мне, в манере, которую без
труда узнают мои друзья и клиенты.
-Что вы думаете о расстановке сил в нынешней моде и особенно о
британских дизайнерах, работающих в Париже?
-Необходимо понимать, что мода создается и в Париже, и в Милане, и
в Нью-Йорке. И Лондон не единственный город, откуда, как сегодня
принято считать, появляются модельеры. Прекрасные школы дизайна
существуют во всем мире. У американцев ничуть не меньше талантов,
чем, скажем, у англичан. Не так ли? Хотя среди художественных
руководителей домов сегодня много британцев. И они действительно
довольно успешно работают и дома, и в Париже…
-И Париж по-прежнему что-то значит для
них?
-На мой взгляд, Париж пока столица мировой моды. Но в отличие от
прошлого нынешний Париж с его многочисленными туристами и модными
лавками уже не в состоянии стремиться к обновлению, искать новых
путей для дальнейшего развития. А когда кто-то всерьез начинает
считать себя лучшим, то, как правило, начинается деградация. Не
нужно быть философом, чтобы это понимать. Иногда возникает такое
чувство, что большинство парижских дизайнеров все знают, все умеют
и обо всем догадываются наперед. Они не хотят или делают вид, что
не хотят учиться, а тем более признавать собственное несовершенство
в чем-либо. И поэтому все, что они делают, довольно
предсказуемо.
Я не считал и не считаю себя всезнающим и всемогущим. Не стыжусь
учиться и радуюсь, когда удается приобрести новый опыт: если хочешь
сделать что-то стоящее, надо многому учиться. Учиться и
учиться…
-Есть ли у вас пример для подражания, некий
идеал?
-Мне нравится то, что называют стилем или традиционной
манерой Comme des Garcons. Хотя не стоит называть это примером для
подражания. Что касается идеала, известных актрис, поп-звезд или
топ-моделей, я не стал бы выделять кого-нибудь из них. Мода,
которую я создаю, на мой взгляд, подходит всем. И если это вам
нравится -хорошо. А если нет -обращайтесь к Иву
Сен-Лорану.
-Как бы вы охарактеризовали стиль
Маккуина?
-Независимый. Ультраиндивидуальный. Характерный и всегда
узнаваемый. А главное -и это моя авторская концепция -одежда от
Маккуина предназначена для повседневной жизни. Это ни в коем случае
не мода ради моды”.