Модель «Трагедия общинного поля»: если все поступят так
ru_auto — 05.05.2016
Правила
Жители деревни владеют общим пастбищем. Если каждый будет пасти на
нем одну корову, то ничего страшного, травы хватит. Если кто-то
захочет завести вторую, то вроде бы тоже все нормально: поле-то
большое. Но если каждый станет выпасать по две коровы, то травы на
поле не хватит, пастбище истощится, начнется голод.
История и применение
Эту модель предложил Уильям Форстер Ллойд в 1833 году в книге,
посвященной перенаселению.
— Эта трагедия общин часто происходит в жизни — разыгрывается
классический сценарий из теории игр. Примеров тому масса:
экологические проблемы, пробки на дорогах — любое место, где
человеку кажется, что на халяву можно незаметно нажиться за счет
общества, — поясняет профессор РЭШ Алексей Савватеев.
За примерами далеко идти не нужно. В Москве, где пробки стали
колоссальной проблемой, а экологическая обстановка ухудшается год
от года, жители упорно игнорируют общественную акцию «День без
автомобиля», проходящую с 2008 года. Более того, по некоторым
данным, именно в этот день количество заторов на дорогах особенно
велико.
Статьи с различными модификациями этой игры появляются в
ведущих научных журналах типа Science и в наше время. Например,
есть вариант эксперимента под названием «Общественное благо». Вот
как его описывают ученые из Высшей школы экономики Диляра Валеева и
Мария Юдкевич: «Каждый из участников изначально наделяется
определенной суммой денег. Каждый должен частным образом решить,
какую долю этих личных денег он может инвестировать в общественное
благо. Вложенные в общественное благо деньги увеличиваются в
несколько раз и делятся поровну. Группа получит максимальную
выгоду, если каждый участник инвестирует всю свою начальную сумму
денег. Однако игроки могут уклоняться от вложения своих денег в
общественные предприятия. В равновесии, предсказанном теорией,
каждый участник вносит нулевой вклад. В реальных экспериментах
исход, как правило, иной: игроки вкладывают определенную сумму в
общественное благо».
Человеческие качества
Мы не считаем грехом нанести небольшой вред природе или обществу.
«От одной брошенной бумажки мир не рухнет» — так рассуждает
прохожий, и города зарастают горами мусора.
Социологи и психологи уже
давно пытаются понять, как заставить людей быть более
альтруистичными. Один из методов — вовлечение человека в процесс,
дающее ему ощущение гордости за принесенное благо или сокращение
вреда. Например, на Летней школе «Русского репортера» студентам
предлагают сделать взнос в размере от 150 до 600 рублей в сутки — в
зависимости от финансовых возможностей. Если какая-то часть
участников внесет минимальный взнос, ничего страшного не
произойдет. Но если так поступят все, то Летняя школа будет
обречена на нехватку еды и прочие проблемы. Похоже, нас спасает
ощущение сопричастности: «Это мой проект, я за него тоже отвечаю».
По крайней мере, последние несколько лет средний взнос был раза в
два больше минимального.
Из той же серии распространение музыки через интернет. Некоторые
группы предлагают скачать свои произведения бесплатно, а потом,
прослушав, заплатить любую сумму. Если не заплатит никто, группе не
на что будет записывать новый альбом.
Некоторые экономисты считают, что
именно за такими схемами будущее, по крайней мере в области
распространения музыки, книг и кино. Например, профессор Высшей
школы экономики Александр Долгин вводит понятие «постфактумные
благодарственные платежи». В его схеме экономика будущего сумеет
победить халявщиков за счет публичности оценки. Если я прочитал
книгу или посмотрел фильм, я должен выставить свою личную оценку —
в какой степени мне это понравилось. И будет нелогично, если я
поставлю высший балл и при этом не пожертвую автору значительную
сумму.