Модель страны


Разговоры с туристами, особенно если это разговоры в дороге, помогают родиться мысли, которая как-то смутно вроде бы давно ощущалась, но форму не находила.
С чего мы начали? Да с того, что Будапешт местами напоминает Петербург, но Петербург не выражает Россию, на страну вовсе не похож, немец, как есть немец, да и Москва – не Россия и т.д., и т.п. Много на эту тему сказано.
А разговор идёт в вагоне электрички, идущей из Будапешта в городок Сентендре. В одном окне у нас встающие на западе годы, в другом за деревенскими домиками угадывается Дунай…
И тут до меня доходит.
Будапешт стоит на двух берегах Дуная, состоит из двух половинок – холмистой Буды и плоского Пешта, причём речь тут не только о рельефе.
На запад и на север от столицы горы становятся выше и выше, за Балатоном встают Средневенгерские горы с высотами 400-700 м, на севере – Матры с горой Кекеш (Kékes, 1014 м).

На снимках Кароя Дивалда те места – во всей красе.

А юг и восток – Альфёлд, (Alföld, «Низкая Земля»), степь, пуста, которую фотографировал Дёрдь Харанги.
Две половинки страны… Две половинки города…
Буда с Замковый холмом, Королевским дворцом и вертикалью церкви Матяша – образ Венгрии западной, европейской, горной.
Пешт – ровный и плоский, как стол, не признающий небоскрёбов, выглядящий как ровно подстриженный газон – метафора Венгрии восточной, азиатской, степной.

Столица – модель страны, так же состоящая из двух половинок, и это свою двусоставность, дуалистичность, прямо и честно демонстрирующая всем и каждому.
А ведь здорово!
Фото из сети.
|
</> |