Многовековая проблема: какими были дороги в Древней Руси

топ 100 блогов 55_7703.09.2021
Многовековая проблема: какими были дороги в Древней Руси
Каждый знает о том, что Древние Римляне были хотя и не первыми, но, пожалуй, самыми «яркими» строителями дорог в древности. Римские дороги являются настоящим чудом технологии. Некоторые из них сохранились по сей день! Но как обстояли дела с дорожным строительством у других народов, например, у наших предков в Древнерусском государстве?

Многовековая проблема: какими были дороги в Древней Руси
У нас такого счастья не было. /Фото: x-material.ru.

Ответ на поставленный вопрос «почти никак» был бы самым близким к истине, хотя и не описывающим всего многообразия действительности. Однако, прежде следует уяснить главное: долгое время после римлян мало кто мог позволить себе масштабное дорожное строительство. Почему? Да потому, что строительство дорог требует огромной концентрации людских сил и ресурсов, чем похвастаться раннесредневековые государства ни в западной, ни в восточной Европе не могли. В Риме дороги строили тысячи человек. Благо дети марса имели огромные (по тем временам) экономические возможности. Они могли позволить себе загонять на «стройки социализма» тысячи легионеров и такие же тысячи рабов.
Многовековая проблема: какими были дороги в Древней Руси
Долгое время главной дорогой были реки. /Фото: 4archive.org.

Западным европейцам в этом отношении повезло. Рим рухнул, легионеры разбежались, а дороги остались. В восточной части континента такого «богатства» для варварских на тот момент народов римляне не оставили по понятным причинам. Поэтому долгое время главной «дорогой» для наших предков была река. Именно по рекам осуществлялось сообщения между крупнейшими центрами Древнерусского государства. По ним же раннефеодальная держава Рюриковичей общалась и с внешним миром.

Многовековая проблема: какими были дороги в Древней Руси
Первые дороги мостили деревом, так же как и улицы городов. /Фото: infourok.ru.

Конечно, какие-никакие дороги появлялись самым простым путем: они протаптывались путешественниками за многие поколения. Первое упоминание о каком-либо организованном дорожном строительстве на Руси восходит к X веку. В Лаврентьевской летописи был записан призыв киевского князя Владимира Святославовича (Красно Солнышко): «Требите пути и мостите мосты». Датируется запись 980-1015 годами. Летописное упоминание совпадает с находками документов, касающихся дорожного строительства, в первую очередь – чеков на оплату. Первые русские дороги создавали с использованием дерева, создавая жердевой настил из веток и бревен.
Многовековая проблема: какими были дороги в Древней Руси
Большинство дорог было грунтовыми. /Фото: ВКонтакте.

В период с X-XII веков наши предки старались соединять дорогами самые значимые населенные пункты. Так же дороги на некоторое удаления тянулись в Великую Степь к кочевым соседям. При этом «прямоезжих» дорог на Руси было немного. Связано это было с простотой технологии и сложностью строительства. Как правила, мощеная деревом дорога тянулась еще некоторое время после выхода из города, а затем обрывалась и превращалась в грунтовую.
Многовековая проблема: какими были дороги в Древней Руси
Дороги строить не просто. /Фото: art-catalog.ru.

Важным этапом в развитии русского дорожного строительства стал приход татар и установления на Руси ига. Положительным моментом стал тот факт, что завоеватели создали первую систему почтовых станций вдоль дорог – ямов. Усиленное строительство (мощение деревом) дорожных трактов на Руси будет связано с процессами централизации государства вокруг Москвы. В XIV при Иване Калите дорог становится больше, а сами дороги (тракты) становятся куда шире. В XV веке появляется и собственная почтовая служба вдоль крупнейших трактов. Ямские станции устанавливаются между городами с шагом в 40-100 верст.
Многовековая проблема: какими были дороги в Древней Руси
Для мощения дорог дерево использовалось вплоть до XX века. /Фото: ya.ru.

Однако, все это время дороги строились «по заветам предков» и по сути «волевым усилием». Системный характер дорожное строительство в землях восточных славян принимает уже только во времена Московского царства. В 70-е годы XVII века в стране вводится ямская пошлина для сбора денег на дорожное строительства, при планировке дорог начинают использовать первые научно выверенные методы, кроме того, на смену дереву начинает приходить камень.
источник

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я, наверное, не очень канонический белорус и во время предновогоднего хапуна бытовой техники не купил холодильник, две стиральных машинки и три телевизора (не ну понятно, что я вовремя все заначки из белорусских рублей в доллары перевел), а потому вопрос выбора стиралки стал передо мной се ...
В последний визит в парикмахерскую случайно стала свидетелем такой ситуации: мужчина, макушка которого давно и необратимо лишилась волосяного покрова, просил парикмахера оставить ему височную прядь волос – для того, чтобы зачесывать ее на свой зияющий пустотой купол. Собственно, такой ...
Нищеброд, как вычислить. Фото: Соцсети. Довольно часто меня упрекают что я у только о мужчинах, ругаю женщин и все в таком духе. Так у меня блог таки называется «Мужской вопрос».Хорошо, уговорили, сегодня пост для милых дам. Вот девочки в Сети пишут, мол зачем мне нищеброд, ...
...
Загнивание капитализма в России продолжается. Во всех сферах идет полный абзац. Провальные эксперименты Фурсенко с ЕГЭ, попытки введения для быдла  66-часовой недели у Прохорова, подъем зарплат учителям по признаку лояльности к начальству, ...