Многоразовые стартовые ступени ракет.
e1-bueno — 18.03.2024Если Вы не скурили в школе учебник физики , вполне очевидно — смастерить возвращаемую многоразовую ступень возможно исключительно в рамках планирующего летательного апарата.
Почему так?
Попытка приводнять возвращаемую ступень на парашютах признана успешной.
После чего ступени понадобилась диагностика и капиталка всех систем, по стоимости сравнимая с изготовление в серии нового стартового модуля. Заметьте, приводняли ступень в полный штиль, поверхность воды — идеальная. Очень интересные и однозначно корректные испытания. Ндя. нет.
Степень дешевизны и надёжности приземления стартового модуля на ракетной тяге очевидно была всем кто в школе весь курс физики не прогулял.
После приводнения модуль проходит диагностику и отправлятеся на капиталку с заменой всего что полохо пережило контакт с морской водой, Перечень этого всего - весьма изрядный.
Ну и вопрос надёжности, в особенно пилотируемых стартов слегка пошатнулся, после известных событий.
Итак , методом исключения можно прийти к мысли создания планирующего стартового модуля. Логика , в этом случае проста как лопата — самолёты летают и много раз приземляются, почему бы не сделать подобный самолёт для доставки ИСЗ а на орбиту и возвращения стартового модуля на ВПП. Идея не сказать что бы новая, лет ей уже под полтинник, но что-то камнный цветок не выходит.
Регулярно всплывает идея сделать этот самый модуль на основе прооекта Байкал
Периодически появляются известия о создании очередного КБ по этой тематике. Кто-то что-то делает и рисуются красивые картинки
На картинке , в очередной раз нарисованной , в 2019 -2020 годах
- гальванизированный проект возвращаемого стартового
модулятипа всё того же очень пожилого и повидавшего немало выставок
принципильноновыхнеимеющихмировыханалогов Байкала. В
описании сообщается что работать будут инженеры уволившиеся из КБ
Ильюшина. Видимо те самые что строили Ил-112. Сейчас уже 2024
и результаты по этому проекту вполне очевидны. Видимо, как и все
последующие.
Основная проблемка собственно вот в чём — 1 км\сек это 3 600 км\час, 8 км\сек — 28 800 км\час. То исть это очень очень шибкий гиперзвук. Крыло, с поверхностями управления, сложенное вдоль ракеты, но немножко торчащее в потоке в атмосфере, скорее всего не просто оторвёт, но ещё и весь ЛА разрушит на кусочки . И это при том, что площадь крыла как-то не внушает уверенности в обеспечении достаточно низкой скорости для мягкой посадки.
Решение возможно в создании ЛА с раскрывающимся замкнутым крылом и поверхностями управления
Возможно наиболее продуктивной окажется схема с последовательно раскрывающимися парой крыльев — верхними, одновременно выполняющими роль аэродинамического тормоза, а затем — нижними. Разумеется ,на стартовой трактории крылья необходимо защитить от потока - обекателями, отделяемыми на заключительном этапе траектории.
Реализовать такое, имхо, было бы надёжнее совместно с организациями КНР, и на производственных площадках КНР. Но в реале такое вряд ли возможно, например потому что в проекте должны участвовать бывшие специалисты из КБ Ильюшина и им подобные персонажи