Многодневные посты и Клементины
diak-kuraev — 05.07.2010 Сегодня (как всегда - на сайте будущих раскольников) увидела свет очередная статья диакона Владимира Василика о генезисе Петрова поста.Увы, пока у меня нет времени в нее вчитаться. Но одну цитату из нее я попробовал проверить.
«То, что идея многодневных постов была христианам доникейской эпохи не чуждой, показывает такой апокрифический памятник III в., как Псевдо-Клементины - рассказ о проповеди св.апостола Петра. В них св. апостол Петр говорит уверовавшему Клименту: «Благодарю Бога и о твоем спасении и о моей радости. Однако, постись в течении трех месяцев и примешь святое Крещение». Ссылка дается на PG 3. Col. 225.
У меня под рукой этого издания нет. Но есть французский современный перевод Клементин (Les reconaissances du preudo Clement. Roman chretien des premiers siecles. Introd. Et notes par Luigi Cirillo. Trad. Par Andre Schneider. Brepols, 1999).
И здесь есть слова ап. Петра о том, что он намерен пребывать в Кесарии три месяца и созидать Церковь. Желающий же получить таинство – «Qu’il s’applique a jeuner frequemment et s’eprouve lui-meme en toute occasion, afin qu’au terme de ces trois mois il puisse recevoir le bapteme au jour de la fete» (пусть он почаще прибегает к посту и испытывает себя во всем, да в завершение этих трех месяцев он получил бы крещение в день праздника - Книга 3, 67,3).
Нет здесь «Благодарю Бога и о твоем спасении и о моей радости». Нет обращения именно к Клименту. А пост не предполагается непрерывным в течение трех месяцев. Режим поста тут вообще оставляется на усмотрение самих неофитов. Из этих слов трудно сделать вывод о наличии в Церкви 3 века практики многодневных постов для уже крещеных людей.
Разночтение весьма значительно. Мы читали разные редакции?
|
</> |