![](/media/images/top/preview/telegraphfilebed6b2dcb226dd6eb8e14.jpg)
Мнение потенциального "противника" прошлого о советской системе образования
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Мнение потенциального Мнение потенциального противника прошлого о советской системе образования](https://telegra.ph/file/bed6b2dcb226dd6eb8e14.jpg)
На заметку российским реформаторам, которые разваливает одну из самых эффективных систем образования 20 века.
Образование — это оружие: как сенатор США обомлел от советской школы.
В разгар Холодной войны в СССР прибыл сенатор США и издатель всемирно известной энциклопедии "Британника" Уильям Бентон с семьей. Он отправил сына в советскую школу, а сам принялся изучать систему образования "противника". Они прогостили всего неделю, но его доклад стал шоком для США. Оказалось, что в образовании Союз по многим параметрам опередил Штаты. Сергей Харламов рассказывает, как издатель "Британники" и его 13-летний сын открыли новое направление противостояния США и СССР в Холодной войне.
Бентон хотел узнать как можно больше об устройстве советской образовательной системы, поэтому встречался с множеством чиновников в сфере образования, в том числе много времени провел с первым проректором МГУ, химиком Григорием Вовченко.
Шокированному Уильяму расскажут, что в СССР больше 70% детей с 7 до 17 лет ежедневно ходят в школы, это 4,3 миллиона человек (в США к тому моменту в школах училось всего 2,7 миллионов детей). Что в стране есть более 2000 техникумов, спецзаведений, где обучают рабочим профессиям за 2-4 года. У техникумов нет аналогов в Соединенных Штатах. Что это не только инженерные профессии или сфера услуг вроде парикмахеров и поваров — в них обучают и музыкантов, и медиков, и преподавателей.
Уильям узнал, что в СССР к началу 50-х уже создана система из 800 высших учебных заведений, из которых 33 — университеты. Всего в них обучается 1,8 миллионов студентов. За два года до приезда Бентона, в 1953-м, завершилось строительство главного корпуса МГУ, вмещающего 23 тысячи студентов одновременно. 3 миллиарда советских рублей, эквивалентных тогдашним 150 миллионам долларов. Это 1,5 миллиарда современных баксов!
Как признавал позже Бентон, советская система имела очевидное преимущество перед американской в вопросе "manpower", то есть человеческих ресурсов. Уже с 10 класса советский ученик выбирал для себя стезю, в которой он собирался развиваться, и затем без проблем поступал в высшие учебные заведения. Химии, физике и другим естественно-научным предметам уделяли больше времени, и это без учета элективов и дополнительных вечерних занятий. Да и в целом советские ученики учились больше, получали больше знаний за более короткий промежуток времени. И самое ужасное: как раз в 1956-м году образование в СССР стало бесплатным.
По итоговым подсчетам Бентона, представленным специальной комиссии высшего образования в США в марте 1956 года, советская система выпускала ежегодно на 100 тысяч больше профессионалов и инженеров, чем американская. Доклад Бентона был уничтожающим по своему тону.
Отчет для ЦРУ
В письме для главы ЦРУ Аллена Даллеса Бентон признавался: образование — это новая арена для "соревновательного сосуществования" двух систем. И США пока совсем не лидеры. В стране, напомнил Бентон, за прошлый год выпустилось всего 125 новых учителей физики на 28 тысяч школ.
К слову, Бентон хоть и был знаком с Даллесом, но не работал на него. Он скорее использовал главу ЦРУ в своих личных интересах. На самом деле запугивание Уильяма Бентона отставанием имело своей целью продвинуть создание документальных обучающих видеоматериалов, которые должны были закупить у его компании.
Для доказательства эффективности такого вида обучения Бентон даже нашел пример: в Харьковском университете было отснято около 300 часов лекций преподавателей, которые уже тогда включали на парах советским студентам с помощью проекторов. Нечто подобное Бентон хотел провернуть и в США. Просто бизнес. Он даже заключил рамочный контракт с Уолтом Диснеем на продюсирование, но спустя пару лет все заглохло.
Мой отчет можно уложить в одну фразу. Я вернулся из СССР полностью убежденным, что образование становится основным театром противостояния в Холодной войне. Советские классные комнаты, библиотеки, лаборатории, методы обучения должны тревожить нас гораздо больше, чем водородные бомбы или самонаводящиеся ракеты доставки.
Конечно, Бентон отмечал не только хорошее в советской системе обучения. Он делал скидку на то, что ему предоставлялась только официальная информация, а реальная ситуация в СССР могла быть иной. Хотя он требовал от комиссии считать официальную информацию приоритетной, Бентон признавал и серьезную ангажированность и идеологическую направленность обучения.
Часы, потраченные на изучение марксизма-ленинизма-сталинизма, студенты могли бы занять освоением более практичных навыков, а многие теоретические предметы скорее требовали от ученика заучивать и зазубривать, нежели развивать критическое мышление. В школьных классах нет места дискуссиям. Ученикам старших классов нельзя поменять специальность, если вдруг они поняли, что душа не лежит к выбранному делу.
Но все эти "демократические мелочи" с лихвой перекрывались пользой, особенно для полувоенного соревновательного времени Холодной войны. США проиграли гонку в образовании, не успев в нее включиться.