Мнение об Украине

Не судите строго, мне кажется, что именно наблюдения очень интересные. Много букв.

-У вас красивый город, - сказал я усталой и ухоженной женщине лет 35 за стойкой, - по-моему вполне достойный какого-нибудь Ивано-Франковска.
-Ой, что вы... Я вот даже не знаю, что тут у нас смотреть, хотя всю жизнь в Кировограде живу.
-Да вот знаете, я это замечал ещё когда в первые разы приезжал на Украину - этот стереотип, будто бы всё интересное у вас на Западе. Западенцы себя любят, а вы нет. Тот же Харьков, например, очень красивый город, по-моему не хуже Львова.
-Ну может быть, со стороны-то виднее. А вы много где у нас бывали?
-С сегодняшнего дня - во всех областях. От Ужгорода до Луганска, когда там ещё тихо было. И вот первый раз после всех этих событий снова приехал.
-И не страшно было?
-Ну, немного боялся, но не простых людей. Я много ездил по разным странам, знаю, что это снаружи кажется, будто у вас тут все с факелами и флагами бегают, а у нас будто бы все на Путина молятся, - пару раз качнул головой с молитвенном жесте, - а на самом деле и там, и там люди просто своими делами заняты, выживают как умеют, и вся эта политика им только мешает жить.
-Мешает, ужасно мешает!
-И людей я самых разных встречал и здесь, и в России. У меня и в Киеве знакомые есть, и в Крыму, и в Донбассе. У всех своя правда, никто других не желает слышать.
-Но ведь в Донбассе российские войска.... - женщина осеклась, и вдруг с каким-то отчаянием произнесла, - хотя я не знаю, есть ли они там! Об это всё время говорят, но я же не знаю, верить мне в это или не верить!
-Если они там есть, то от нас самих, от россиян, это скрывают. Простые люди у нас не хотят с вами войны.
-Я вообще не пойму, как же так! Вы же братский народ, вы же нас нас зищащть должны были, а вы напали... Если это правда.
-Но всё же, - я видел в глазах этой женщины страх и тоску от окружающей её действительности, и видел, что она готова к диалогу, - в том же Крыму ведь обошлось без кровопролития. Я помню, что сам тогда очень боялся - а вдруг эти "вежливые люди" кого-нибудь убьют?
-Ведь правда обошлось там... И даже знаете, - женщина на секунду замолчала и тревожно оглянулась, все ли кругом закрыты двери и нет ли в помещении людей, которые могут нас услышать, - я думаю, что севастопольцы и крымчане имели право от нас отделиться.
Я не помню, о чём ещё мы говорили, но разговор наш был недолгим - я устал и хотел идти в гостиницу спать. Однако вот этот тревожный взгляд по сторонам, прежде чем высказать непатриотичную мысль, я очень хорошо запомнил.
...Вся история отношений между россиянами и украинцами в постсоветское время видится мне борьбой двух "самосбывающихся пророчеств". Для очень многих россиян Украина - страна слишком близкая и ментально, и территориально, чтобы принять её независимость просто как данность. Кавказ и Средняя Азия сброшены с облегчением, НАТО и неграждане в Прибалтике стали привычным делом, маленькая Молдавия забыта, огромный и на треть русский Казахстан воспринимается terra incognita, а авторитет Беларуси с её чистыми тротуарчиками и рапортами Батьки об удоях молока таков, что если завтра в ней начнут убивать за русский язык, в России многие скажут, что беларусы молодцы, делают это в своих интересах. И только Украина так и оставалась все эти 25 лет едва ли не самой обсуждаемой россиянами страной. Новости оттуда в России смотрели как самое популярное реалити-шоу - то комедию, то военную драмму (2014-15), теперь скорее трэш с элементами чёрного юмора, всем надоевший и потому эпатажный. И скорее всего россияне бы и Украине уделяли не больше внимания, чем Беларуси или Казахстану, если бы её границы заканчивались Полтавой и Черниговом, в крайнем случае Запорожьем и Харьковом. Но Одесса, чьи улицы и районы знакомы каждому с детства, овеянные героикой Севастополь и Керчь, воспетый половиной классики всех видов искусства Крым, по концентрации русской культуры ставшего регионом №3 после столицы? Да и о нечуждости Киева почти каждый в России узнаёт в детстве задолго до первого взгляда на карту - из былин про Илью Муромца, из сказок про Змея Горыныча, и я помню своё детсткое удивление, когда лет в 5-6 впервые узнал, что Киев-то не наш... Слишком многие, и я в том числе, не могли смотреть на судьбу этих мест как на судьбу чужбины. На той стороне, конечно, это понимали. Независимость на Украину в принципе свалилась слишком уж внезапно, как случайность, как единственный шанс, который нельзя упустить. Призрак русско-украинского войны, немыслимой и вместе с тем навязчивой, долго витал в беллетристике, в публикациях прессы, в разговорах. Положа руку на сердце, все мы в глубине души знали, что конфликт неизбежен.
Мы боялись, что Украина станет враждебной страной. Забывшая русский язык Одесса, американские флаги над Севастополем, униаты в Киево-Печерской Лавре - те образы, перспектива которых тревожила слишком многих, включая и лично меня. Зрелище регулярных стычек о судьбе Черноморского флота, вид проржавевших кранов верфей Николаева и обветшалых копров донбасских шахт так же не добавляли оптимизма. Особенно с учётом того, что в исторической Новороссии жило слишком много людей с русским самосознанием. Я не мог относиться к разным частям Украины одинаково: как можно её НЕ любить в Полтаве, но как можно её любить в Одессе? Это, конечно, и самих украинцев не могло не беспокоить, и выход был вполне закономерен - попытаться отучить жителей Новороссии от русского самосознания. Два пророчества образовали замкнутый круг, исключающий саму возможность обоюдно приемлемых перемен - в какую бы сторону ни менялась ситуация, это выглядело как "первый шаг на пути к". "Сегодня (....) Янукович обещает придать языку попсы и блатняка абсурдный статус второго государственного, а уже завтра он окончательно вытеснит первый государственный на все возможные обочины", - было сказано ещё в 2004 год. Сюда же этот страх перед федерализацией: любые уступки русскоязычным регионам слишком многие воспринимали как разжигание аппетита русскому медведю. Из России же всё это виделось как шаги к выстраиванию враждебного государства и вообще НАТОвского плацдарма. Но Россию и Украину диаметрально отличала система взаимоотношений власти и общества, с обеих сторон изрядно отвратительная, но отвратительная совершенно по-разному - автократия против охлократии. Первая играла на имперских амбициях россиян аккуратно и дозировано, редко переходя от слов к делу, по сути лишь пару раз устроив совсем не великодержавную истерику перед Прибалтикой да в 2008-м показав зубы в Грузии. Скорее всего в Кремле надеялись, что унижения 1990-х забудутся, а на место уязвлённой гордости придёт кондовое мещанство. На Украине же продолжалась непрерывная игра престолов, участники которой в предвыборной борьбе дёргали народные массы то за "русское братство", то за "русскую угрозу", и в какой-то момент раскаченная страна просто потеряла равновесие.
В Днепропетровске (в конце) я уже писал, что раскол Украины в основе своей вижу не этническим, а классовым - у промышленного Востока и Запада с его преобладанием типа "труженник-собственник" объективно разные приоритеты. Первым важны российские рынки и производственные связи, вторым - открытость Европы в обе стороны. Субъективный фактор же заключался в том, что вместо поисков баланса был поставлен вопрос "или - или".
В обзоре постмайданных реалий (в конце) - о разделении общества на "свидомых" и "ведомых", то есть активное меньшинство и молчаливое большинство, привыкшее, что любая власть над ними, будь то хоть ляхи, хоть немцы, хоть москали, хоть бандеровцы - оккупанты.
В Гуляйполе (весь пост) - про общий накал страстей.
В Чигирине (почти в конце) - о главной ошибке русских в отношении украинцев: отрицание того, что те - отдельный народ. Это порождало с одной стороны иррациональное доверие ("отдадим им всесоюзную здранивцу Крым - всё равно ж они тоже мы", "да что эти бандеровцы тут сделают, всё равно ж здесь все по-русски говорят?"), с другой - полное неуважение к ценностям, ориентирам, надеждам ("как вы смеете называть героями тех, кто нам не нравится?"). Итог такого отношения - шок: "вы нас предали!".
В Полтаве (в конце) я писал о том, как именно линия противоречий в какой-то момент обрела этнический окрас, сместившись с "Правый берег vs. Левый берег" на "Украина обоих берегов vs. Новороссия", в Сумах (в начале) - о том, какую роль в этом сыграл донецкий клан, а в Кременчуге (ближе к началу) - об одной упущенной возможности найти объединяющую силу.
Ну а в давних постах-обобщения Западного пояса (в середине), наконец, я писал о социальных ингредиентах украинского коктейля Молотова, воспламенившегося в 2014 году.
Так круг замкнулся, и оба самоподтверждающихся пророчества выстрелили: Россия вошла в Новороссию, а в Киев вошли бандеровцы. Здесь нет ни причины, ни следствия, и что первично, а что вторично - вопрос из серии "курица или яйцо?".
Но в комментариях к одному из постов по ссылкам мне закономерно указали, что борьбу за Украину Россия проиграла даже не в Полтаве и Сумах, потеряв симпатии Левого берега, а - на своей территории. Самое мощное оружие 21 века - это уровень жизни собственных граждан. Ракеты и авианосцы, РЭБы и беспилотники - всё это ничто в сравнении с велодорожками, пандусами для инвалидов и розетками в каждом купе. Уровень жизни - это не только уровень доходов, а в первую очередь - степень уважения к личности. Вечный вопрос русской истории - стоит ли противостоять тем, кто совершеннее тебя? И можно сколько угодно поминать геноцид индейцев, работорговлю, костры инквизиции, Хиросиму и Дрезден, но как заметил один персонаж в моих комментариях, КРОВЬ ПРОЩАЮТ УСПЕШНЫМ. Он же писал и о некоторых причинах неприелемости российского выбора, "...помимо чисто эстетических". Мы непривлекательны, причём на данный момент - во всём от экономики до искусства (собственно, и нет в России 2010-х годов искусства, кроме созданного прошлыми поколениями). Потому и союзники России в большинстве своём авторитарные страны - они могут пренебречь эстетикой ради доступных экспорта, импорта и транзита. Но беда Украины, не знавшей независимости со времён Галицко-Волынского княжества, ещё и в том, что слишком многие её жители в принципе не мыслят свою страну геополитическим субъектом. В сущности, она по-прежнему колония, которая ищет себе наиболее выгодную метрополию. Поэтому вопросы "что, кому и почём мы можем предложить?" вторичны перед вопросом "с кем нам быть?".
На момент распада СССР по объёму ВВП на душу населения Украина была среди его осколков страной №3 после России и Казахстана, к 2000 году страной №7 после Прибалтики и Беларуси, к 2010-му году её оттеснили на 9-е место Азербайджан и Туркмения, а после "майданного" кризиса она оказалась на 11-м месте - после Армении и Грузии, по соседству с Узбекистаном и Молдавией. Ещё одно падение сопоставимого масштаба, если оно вдруг произойдёт, окончательно сверзнет Украину к уровню Таджикистана и Киргизии. С учётом убыли населения по общему объёму ВВП динамика ВВП Украины за 20 лет и вовсе одна из худших в мире. Соседнюю Польшу в 1992 году Украина превосходила на 20%, сейчас уступает ей втрое. Но к условиям больной экомики и шаткой государственности, бесконечной эпохи перемен западенский труженник-собственник неизменно был психологически приспособен гораздо лучше, чем восточно-украинский рабочий или инженер, поэтому чем хуже в стране шли дела, тем больше Запад выигрывал перед Востоком. "Западный выбор" не получал наглядных опровержений, и даже наоборот - картина складывалась уже так, будто бы Запад пытается вытащить Восток в светлое будущее, а Восток упирается и тянет страну назад в пропахшие стекломоем бездны. Причём западенцы вряд ли были здесь самостоятельной силой, и русскоязычная интеллигенция из больших городов Востока уж точно причастна к формирование повестки гораздо больше, чем сельские батюшки греко-католических храмов. Нет, просто неравнодушные люди с хорошми лицами выходили из своего загаженного подъезда во двор с харкающейся гопотой на лавочке, ехали в пропахшем пивом старом автобусе мимо смрадно дымящих труб на вокзал, садились в поезд, и утром просыпались среди пасторальных пейзажей карпатских предгорий, огромных сёл с красивыми домами, и выходили с вокзала на благородную брусчатку старых городов навстречу улыбчивым набожным людям. Так была уничтожена возможность нейтралитета, поставлен тот самый выбор "одно из двух", в конце концов сложившийся в прямо-таки религиозную картину борьбы Добра со Злом, Рая и Ада для ваших детей, и очистительных страданий по дороге в Рай.
Но единства по-прежнему нет. Ни между людьми, ни между регионами. Есть глухота и страх, когда инакомыслящими пренебрегают, а инакомыслящие оглядываются по сторонам, прежде чем сказать своё мнение. Весьма красноречива тут социологическая статистика и отношения к России (на Западе оно быстро ухудшается, в Центре ухудшается медленно, на Юге медленно улучшается, на Востоке улучшается быстро), и предпочтений в языке, и отношения к НАТО в целом и по регионам. Но ещё наглядной всякой статистики вот такой вот комментарий львовянина.
Жителей Восточной Украины мало кто своими в разговорах между собой считает (...). Однако отдавать территории тоже жалко, так как во-первых это наши законные территории, во-вторых есть некоторые опасения, что Россия может,,войти во вкус" и не остановиться на них. Большинство Восток, Донбасс и Крым рассматривает именно как территории. На то, что люди оттуда смогут полностью разделять мнение жителей нерусифицированной Украины [надежды] мало. И что делать с этим населением тоже никто не знает. Они ведь, как Вы верно подметили, пока что остаются гораздо более близкими к России во всех смыслах, а соответственно будут тянуть остальную Украину именно к ней. Одним словом, настроения на счет этих регионов и их населения в общем и целом примерно такие: и отдавать их жалко и страшно, и нам они особо не нужны... (комментарий вроде пока не потёрт, есть в одном из моих постов по ссылкам).
Вообще сущность установившейся на Украине системы сложно описать теми терминами, которые на слуху. Украинцы давным-давно мечтали о прямой демократии на грани анархии, о союзе независимых общин с минимальной ролью государственного аппарата, а в итоге им удалось создать едва ли не первый в истории децентрализованный тоталитарный режим. Тоталитарность, напомню, от авторитарности отличает отнюдь не жёсткость репрессивной машины, а объём её проникновения: в авторитарных режимах могут расстреливать до седьмого колена за непоклон у портрета Вождя, в тоталитарных - штрафовать на работе и общественно порицать за то, что не так одеваешься и слушаешь не ту музыку. На постмайданной Украине в итоге признаки тоталитаризма, не сказать чтобы очень жестого - есть, а признаков авторитаризма - нет, активная прослойка общества с подавление инакомыслия сама прекрасно справляется. Возможно, что-то подобное представляют собой радикально религиозные общества, хотя на Украине этот принцип конечно же представлен в light-ligt-версии. И если здесь нет гражданской войны, зачем же так много трубить о "единстве" и "соборности"? В разорванном своей гражданской войной и наспех склееном Таджикистане слово "вахдат" так же точно переводится и так же точно глядит с бесчисленных плакатов цвета флага.
Как всё это закончится - я прогнозировать не возьмусь. Вообще "аналитика" - это что-то сродни астрологии, наука выдавать клиентам такие предсказания или толкования, за которые они готовы будут платить деньги. Из известных мне прогнозов не сбылся практически не один, а если когда-то и сбылись - то лишь по принципу "остановившиеся часы дважды в сутки показывают точное время", и угадавший эксперт на всю жизнь становится "человеком, предсказавшим то-то", почти что пророком. Когда я вижу аналитический прогноз - я понимаю, что ТАК точно не будет, потому что все факторы, включая подковёрные, личностные и случайные, не способен учесть ни один человеческий мозг, а значит любой прогноз основан на недостатки информации. Сами действия людей, я всё больше это понимаю - как правило не логичны, и политики, особенно если у них есть возможность орать друг на друга перед камерой - не исключение. Вдобавок, по мне так главная наука, которую должен знать политолог - это история, потому что многое из произошедшего на Земле уже имело свои прецеденты, а предпосылки многих произошедших событий уходит корнями в века. Поэтому любой известный мне политологический и социальный анализ можно рассматривать лишь как элемент той басни про слепых мудрецов, ощупавших слона и посчитавших его кто колонной, кто шлангом, кто острым предметом. Моё дело - "этнография", в крайнем случае размышления над увиденным. Но применительно к Украине этнография может быть и красноречивее аналитики - она наглядно даёт понять, что "политическую нацию" на основе культурно-языкового единства здесь невозможно вылепить без насилия. Ни с Крымом и Донбассом, ни без них.
Сейчас очень популярное слово - "постправда". Я понимаю его так: правда, спрятанная на видном месте. Мы все, все без исключения знаем правду. Но мы знаем и много откровенной лжи, тонкой лжи, полуправды и почтиправды, и не имеем достаточной компетентности, чтобы отличить одно от другого. Обилие информации работает ровно так же, как и её недостаток: на любую точку зрения можно найти множество неопровержимых доказательств и экспертных мнений, а в такой ситуации на первый план, как в тёмном Средневековье, выходят вопросы веры. Нынешняя манипуляция сознанием - не доказать что-то моему разуму, а убедить меня во что-то поверить сердцем, чтобы я доказал нужное себе самому. То же самое касается и любого из вас.
То, что я в этих 83 постах излагал - я видел своими глазами, хоть и через призму убеждений. Как в старых сказках: "хотите верьте - хотите нет". Я могу ошибаться, но моё мнение - результат долгих поисков.
Вернусь ли я ещё на Украину? Мне бы этого хотелось, но я не знаю, в каких я после поездки на Донбасс серых и чёрных списках и что мне грозит - невъезд или въезд и наказание? А жаль - столько городов и весей остались неувиденными, особенно на Западе и Юге.
Но и нынешняя система определённо будет меняться, о том же Донбассе половина информации в весенне-летних постах уже не актуальна. Так что даже вернувшись на Украину, я увижу заметно другую внешне и совершенно такую же внутренне страну. Или две страны, хотя это и менее вероятно.
Вернусь ли я ещё к Украине в своём блоге? Пожалуй, я ещё напишу сколько-то обобщающих "не политических" постов, например про устройство исторических областей или про какие-то архитектурные стили. Кроме того, у меня на десяток-полтора постов невыложенного материала о Киеве.
Ну а патриотам Украины напоследок
хочу сказать только одно - не за всю Россию, а лично за себя: я не
хочу, чтобы ваш дом горел, но считаю, что вы подожгли его сами.
http://varandej.livejournal.com/
|
</> |