Мнение о мнении

исторических персонажей и современников, а не на понимании людей и проблем конкретной исторической эпохи. Т.е. реальных людей он "не видит" и "вписывает" в каждого свои страхи и надежды. Конечно, он сам говорил, что не считает себя писателем, а лишь литератором, но теперь меня его проблема заинтересовала, как характерная для людей, чувствующих себя носителями свободомыслия и благородного негодования. Это действительно довольно яркая группа, Ревзин даже предложил оставить за ними любимое ими имя "интеллигенция", а тем, кто вроде как тоже может быть отнесён к категории культурных людей, но скорее интересуется истиной, чем этическими оценками, согласиться на низкое буржуазное имечко "интеллектуал". По-моему, справедливо - мне вот неинтересно разделять или отвергать оценки Акунина, даваемые им конкретным людям, мне он сам интересен как феномен, поскольку на его примере можно увидеть как психологические особенности отдельных людей становятся социо-культурной силой.
Итак, из самоотчёта Г.Чхартишвили:
- Всё-таки Ельцин для людей моего круга остался героем, который был хорош в минуты роковые, но оказался непригоден для кропотливого, повседневного государственного труда.
- Я знаю, многих трясет от упоминания одного имени Егора Гайдара, но для меня это человек, который переставил отечественную экономику с прогнивших социалистических рельсов на новые, капиталистические, и мы по ним худо-бедно, но все-таки катимся.
- А иначе полетели бы под откос, в голод и гражданскую войну. Но боже мой, как же нелепо, неумно, жалко, а иногда и постыдно выглядит исторический спектакль, когда заглядываешь за кулисы…
В анализе Э.Берна такая конструкция "да, но..." описана как одна из манипулятивных стратегий, а люди, их использующие, - как обладатели психологических проблем, нашедших нереалистический, регрессивный, "игровой" способ их разрешения. Принцип действия такой "игры" прост и легко выводится из психодинамической теории Фрейда (напомню, Берн по спец-ти и теор.позициям - психоаналитик): человек, мучимый какими-то неприемлемыми для его самосознания переживаниями, разряжает энергию вытесненного в бесконечном разыгрывании своей обманутости - естессно, в лучших чувствах.
...кстати, в самих романах о Фандорине эта "игра" оказывается пружиной каждого сюжета - герой благороден и вроде как умён, но его всё время втягивают в какие-то нечистоплотные схемы и всё время так обманывают, так что уж становится страшно за его интелл.сохранность.
|
</> |