"Мне было 12 лет, я села на велосипед и поехала в школу"

Это был, пожалуй, самый громкий процесс в Бельгии, «дело века». Но книга не о процессе. Не о поисках «девочки 1 м 45 см, телосложение стройное, глаза голубые, волосы светлые, средней длины», которые взбудоражили всю страну. А о том, как у ребенка отняли детство и, возможно, разрушили всю дальнейшую жизнь. Все детали, днем за днем, описала Сабина, которая и сейчас, через восемь лет после похищения, все еще пытается справиться с этим. «В память погибшим от рук мучителя... В надежде, что ее голос будет услышан... Во имя предотвращения подобных трагедий...» Там нет сладострастных сцен, так приятных педофилам. Зато есть кое-что другое. Что позволяет думать, что насилие над Сабиной было предрешено.
Знаете, я все больше склонна считать, что насильник выбирает не самую яркую жертву с «провицирующим поведением», а напротив - самую забитую. Ту, которая не окажет должного сопротивления. Ту, которой и так неблагополучно живется в своей благополучной с виду семье. Покорность, неуверенность, неуважение к себе - вот самое провоцирующее поведение. Вот те сигналы, которые она подает миру, и по которым ее легко вычислить из сотни других сверстников.
Преступник, выбирая потенциальную жертву, сознательно, а по большей части интуитивно руководствуется ее «свойствами». Это облегчает реализацию плана. Можно, конечно, выбрать для насилия самую красивую и уверенную в себе суку, вот только это значительно усложнит реализацию преступления. Шансы получить от уверенной по яйцам очень велики. А что же покорная? О, с ней значительно легче. Психологи говорят, что дети, которым всю жизнь орали: «Тихо!», «Молчи!», «Заткнись!», в критических ситуация просто немеют. И на вопрос следователя: «Что ж ты не звала на помощь?» им потом нечего ответить. Как объяснить, что у тебя от ужаса пересохло во рту и не получалось даже что-то прохрипеть? Да и простая мысль, что себя можно бороться, не всем приходит в голову. Они привыкли быть жертвами, они не знают других форм поведения кроме как смириться и ждать.
Знаете людей, которые, увидев несущуюся на них машину, застывают как олени в свете фар? Они не способны дернуться ни влево, ни вправо, предоставляя решать их судьбу водителю. Тут та же ситуация. Известная актриса Евгения Добровольская в своем интервью как-то рассказывала как в подростковом возрасте спасалась от насильника: «Ноги не держали, вместо крика о помощи из горла вылетал шепот. Сейчас я этот сдавленный всхлип «Помогите!» использую в спектакле «Гримерная».
Сдавленный протестующий шепот – это тот максимум, который они противопоставляли и своей семье. Та же Добровольская говорит о своем детстве: «Родители занимали руководящие посты, им было не до меня… Долгое время я думала, что так и надо: проводить каникулы в пионерском лагере, а дома по вечерам быть выгнанной в другую комнату, потому что родители устали, смотрят телевизор и у них нет сил почитать мне книжку. И только потом, наслушавшись подружек, как мама по утрам заплетаем им косички, а папа на ночь рассказывает сказку, поняла, что я, оказывается, брошенная и ненужная, и испытала от этого страшную боль».
Разве может брошенная и ненужная рассчитывать на чью-то помощь в принципе? Верить в себя? Обладать хоть каким-то козырем в ситуации, когда ее очередной раз уничижают? Не зря почти во всех подробных откровениях пострадавших красной нитью идет история о родителях. Чувство вины... Злость из-за несправедливости... Заброшенность... Отчужденность... Да, Сабине Дарденн было всего двенадцать, она была ребенком, но как же быстро она поверила в то, что родители не ищут ее. Детей, выросших в абсолютной любви, трудно убедить в том, что они уже не нужны маме и папе.
«Разумеется, что ответом на мое письмо было лишь то что он мне передал. Это было примерно следующее: "Послушай, твои родители получили от тебя новости, один приятель передал твое письмо матери. Она сказала, что ты должна хорошо есть, что тебе не надо слишком часто мыться и что ты должна любить секс. И поскольку они не могут заплатить, ты останешься здесь. И они понимают причину. Ты тоже должна смириться. Теперь у тебя начинается новая жизнь, ты станешь моей новой женой».
Новая жена жила в бетонной яме, где помещалась только маленькая кровать и школьный ранец. Наверх, в дом, маньяк брал ее только для... ну выпонимаете для чего. До этого он уже похищал детей. Держал их три-четыре месяца у себя, пока не надоедали, затем убивал. Что он им говорил - одному богу известно. Наверное, как и Сабине, внушал мысль, что о них забыли. Даже придумывал вот такие мнимые послания «на волю» с ответами: «Так надо. Будь покорной. Терпи, дорогая дочка». Именно эти ответы так знакомы этим детям, не так ли?
«Обработка, воздействие на меня, которые этот дурак придумывал, скрывали любое логическое рассуждение. Я была покинута, предположим. Но я хотела, тем не менее, им написать, им объяснить, что до сих пор я находилась под замком, не обвиняя их в этом. Я не знала что они сделали плохого, за что меня подвергли такому наказанию, я не собиралась винить их в чем-то, потому что я и сама чувствовала себя виноватой. Прежде всего в том, что дала захватить себя, затем в том, что выносила этого ужасного типа. И в глубине души я все-таки не до конца верила в них. Я была последним ребенком, и у меня всегда было ощущение, что я мешаю другим, что я в доме не на своем месте. Что я все делаю хуже, чем другие. Поэтому мысль о том, что меня бросили, легко проникла в мое сознание».
«Обращаясь к нам с сестрой, отец по рассеянности то и дело называл нас собачьими кличками; по одному этому можно судить, во-первых, кого у нас в доме любили больше всех, а во-вторых, насколько папа был поглощен наукой. Что собаки, что дети – когда он работал, ему было все равно. И те и другие – мелкие, отвлекают от дела, путаются под ногами».
Это, прошу заметить, происходит в США, в стране с «культом семьи». И этих самых американцев, у которых вроде бы принято поддерживать родственников в трудных ситуациях, не особо заботило то, что их несовершеннолетняя дочь в одиночку борется за себя на трудном судебном процессе по изнасилованию. А Элис считала это нормой. Ничего необычного, ведь она выросла покинутой.
- Элис, у меня к вам один вопрос. – У Гейла едва заметно дрогнул голос.
- Да?
- Будет ли с вами кто-то из домашних?
- Не знаю, - ответила я.
Мы уже обсуждали это с родителями: сначала на рождественских каникулах, потом на пасхальных. Мама сразу побежала к своему психоаналитику, доктору Грэм. Отец не скрывал досады: из-за судебных проволочек его ежегодная командировка в Европу оказалась под угрозой срыва… По телефону мама стала рассказывать, как принималось решение; я помалкивала. Если и задавала вопросы, то делала это в репортерской манере. Бесстрастно собирала информацию…
- Значит, папа тоже отказывается меня сопровождать? – уточнила я.
- Разумеется, ведь его ждет драгоценная Испания.
Напрашивался вывод: родители отнюдь не горят желанием быть со мной на процессе. У каждого, не спорю, были свои резоны.
Жертвы вообще редко спорят. Они послушные девочки. Девочки и мальчики. Редко кто из них решается рассказать кому-то о том, что случилось. Оставим в покое несовершенство судебной системы – доказать факт изнасилования одинаково тяжело и в России, и в Америке. Но ведь пострадавшие, если дело не оказалось шумным, стараются не открывать свою тайну даже родителям. Прежде всего родителям. Может, кто-то решится довериться другу, доктору или специалисту из центра оказания помощи жертвам насилия, но не маме и папе. А зачем? Чтобы получить очередную порцию отчуждения? Непонимания? Очередной раз убедиться в том, что ты им не нужен? А может, мальчики и девочки в глубине души догадываются, что в том кошмаре, в котором они оказались, виновны в первую очередь именно родители? Которые и вырастили из них жертв.
--
Наталья Радулова, razgovor.org, 2007