"Мне бы в небо". Ассоциации

топ 100 блогов vlad_tolstov — 02.06.2010

Кто уже посмотрел «Мне бы в небо»? Я под впечатлением. Про менеджера, который занимался массовыми увольнениями. Его нанимали компании для того, чтобы он объявлял людям, что компания в их услугах больше не нуждается. Кстати, в роли увольняемых снимались, как я подсмотрел в чужой рецензии, реальные американцы, пережившие увольнение. Это правильно. Им и играть-то особо не пришлось. Просто вспомнить свою жизнь, и этот эпизод – когда тебя вызывает холеный такой типчик и произносит красивую отмазку: «Стив, все властелины мира сидели на твоем месте. У тебя теперь открываются новые возможности».

У героя Клуни таких отмазок миллион. Красивых и пустых утешительных фраз. Неизменная доброжелательная улыбка – «вот, посмотри эти документы, тут найдешь ответы на большинство вопросов». Вежливый, холодный, холеный. Клуни вообще-то плохой актер (хотя красавец), но тут ему удалось это передать. Отстраненную профессиональную вежливость палача, ломающего через колено чужую жизнь. Ничего личного, парень, это просто моя работа.

Жанр «Мне бы в небо» заявлен, видимо, как нечто легкое, мелодраматически-комедийное (там и любовная линия в сюжете есть, и постельные сцены, и голую жопу Клуни показывают один раз), но я ни разу не улыбнулся. Я смотрел и вспоминал, как в Норильске в конце 90-х «Норильский никель» увольнял 20 тысяч строителей. Потому что впопыхах затеяли реструктуризацию и оказалось, что строителей слишком много. Их не нужно столько. А это были строители – ненорильчанам не понять, что такое норильские строители и какой им был почет в свое время. Что строителей на всех демонстрациях пускали первой колонной, потому что героической люди профессии, построившие дома и заводы на вечной мерзлоте, в арктической стуже. Работники «самой большой стройплощадки» в Заполярье, как их пафосно называли советские газеты.

20 тысяч. Каждый по 30-40 лет стажа. 30-40 лет сплошной «один день Ивана Денисовича». На морозе, бетон, металл, кирпич, ручной труд, с работы снимали только если минус сорок с ветром. А так – вкалывали дай бог каждому. Гордились. Такие советские дядьки и тетки, грудь в медалях, у каждого – пачка грамот за самоотверженный труд. Не туфта. Что такое строить в Заполярье – это уважать надо. Правда. Там мало кто удерживался, уходили в конторы, в цеха, куда потеплее. И вот этих дядек приглашал какой-то московский хлыщ, говорил про властелинов мира, которые сидели на его месте – ну, в общем, если без церемоний, то пошел вон,

 

Поверьте, это было страшно. Я много тогда писал о том, как увольняли норильских строителей. Я несколько месяцев только с ними и общался. Потому что их, уволенных, было много. И это, повторяю, было дикое моральное напряжение каждый раз. Я видел здоровых мужиков, отцов семейств, рыдавших как дети. Я видел заслуженного строителя, которому вчера вручили очередную грамоту, а сегодня дали расписаться в приказе «пошел вон». Он при мне собрал все грамоты и вынес в помойку. Я видел, как прикормленные профсоюзные боссы делали большие глаза и говорили, что никаких сокращений нет, это все выдумки. Я писал о начальниках, придумывавших самые иезуитские приемы «сокращения численности» - например, премию за стукачество: кто опоздал, сообщи, его уволят, тебя оставят…

Это было людоедство, настоящее людоедство.

Только вокруг не лагерь с колючей проволокой, а рыночная экономика, и социально, блядь, ответственный олигарх Потанин. Я тогда много чего насмотрелся и наслушался. Голодовки, мольбы, повальное ощущение подавленности, предательства и отчаяние, отчаяние, безбрежное отчаяние в глазах тех, кто еще вчера считал себя солью рабочего класса.

Сукины сыны, которые организовали этот массовый разгон строителей, эту технологичную, как забой скота, операцию по снижению численности – они будут гореть в аду.

Я думал, что уже забыл все это. Старался забыть. 12 лет прошло. И тут этот фильм. И когда Клуни на экране начинал фальшиво-понимающе ухмыляться в лицо очередному обреченному – я моментально вспоминал это ощущение тотального бессилия, которое оставалось после разговора с очередным строителем, выброшенным за ворота. Я смотрел на красавчика Клуни и видел циничную тварь в офисном костюме, сметающую очередную человеческую жизнь в мусорное ведро.

Великое время было, что ты. Тогда еще хоть в городской газете можно было об этом написать. И после статей местные джорджи клуни, как ошпаренные белки, прибегали в редакцию, и говорили, что все не так, что строителей вовсе не сокращают, а вежливо высвобождают, переводят на другие работы (на другие – это, например, подметать улицы). И всемогущий начальник управления кадров «Норильского никеля» кричал в трубку, что все клевета и ни одного строителя в Норильске не сокращено. А они, строители, сидели в это время в моем кабинете, положив багровые руки на колени (строителей в Норильске всегда можно было отличить по вечно обмороженным рукам), и все слышали.

И ни один. Ни один из них не взял за грудки своего «клуни», не врезал по его сытой харе, не стер с нее багровым мозолистым кулаком всепонимающую фальщиво-сочувственую гримасу. Все молча подписывали, вставали и выходили из кабинета. Слезы, водка, инфаркты, отчаяние – все уже было потом. На моих глазах.

Даже не могу представить, как где-то сейчас сидят эти мужики, легендарные норильские строители, гордо шагавшие с плакатами и песнями впереди всех на каждой советской демонстрации. Как они сидят – старые уже, пенсионеры, - и смотрят фильм «Мне бы в небо». Про специалиста по увольнениям. Что они, интересно, думают? Сжимают кулаки? Подступает ком к горлу? Или хмыкают и переключают на футбол? Или смотрят и жалеют о своей несбывшейся жизни. Как не хватило духу тогда, в кабинете начальника отдела кадров, когда дали расписаться в приказе, размазать его по стенке, наорать, разбить, порвать, побежать, сломать, - но только не вести себя как штопаный гондон, выброшенный после употребления?

Ведь что угодно, но когда вчера ты в первой колонне, а сегодня сидишь на стуле, и тебе говорят, что властелины мира сидели на этом же стуле – тут же крыша поедет. Тут все что угодно. Но только не так, как вели себя они. Расписывались, вставали и уходили. Почему они так вели себя? Потому что проработали здесь сорок лет, всю жизнь, и не мыслили, что с ними можно вот так – взять и выкинуть. Из высоких экономических соображений. Потому что верили в то, что им обещали. Что дадут компенсации (обманули), что найдут подходящую работу (обманули) . А после и обещать перестали. Потому что убедились, что все и так получается, и строителей никто защищать не будет – ни профсоюзы, ни прокуроры, ни сраная наша общественность с депутатским корпусом во главе.

Я тогда спрашивал их об этом. И только один (один!) признался, что «это» будет теперь его жечь до конца жизни. Он не стал объяснять, что это, а я не переспросил. А понял его позже, много позже. Когда меня самого точно так же, с обещаниями и обманами, с фальшивыми словами и приклеенными корпоративными улыбками другие мерзавцы из того же “Норильского никеля» лишили работы. О, теперь-то я понимаю, что он имел в виду. «Это» действительно будет жечь до конца жизни. Сколько бы работ после не сменил.

Так что фильм-то хороший, «Мне бы в небо». Будоражит. Даже при том, что Клуни – плохой актер. Посмотрите. На будущее пригодится. Рекомендую.

 

 

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Из всех иммуномодуляторов, иммуностимуляторы существуют как синтетического, так и природного происхождения. Интересно то, что иммунодепрессанты, согласно существующей информации, существуют только синтетические. Хочется подтверждения, а ...
"7 сентября. /ТАСС/. Генерал-полковник полиции Руслан Алханов назначен заместителем начальника Главного управления по противодействию экстремизму (ГУПЭ) МВД России. Ранее он занимал должность министра внутренних дел по Чеченской Республике, говорится в сообщении телеграм-канала ГУ МВД по ...
Понять изначальный замысел того или иного судьбоносного решения, принятого высоким начальством, бывает сложно. Порой сложнее, чем постичь кривые тропинки логики, по которым, периодически поскальзываясь, шарахалась мысль шизофреника. Выручает ...
Читаю Вас господа уже пол года и вот, предварительно упоровшись, решил пораковать (многие могут возразить что начинать стоило не с этого) так как мне показалось что это в понюшне торадиционно Навеяло рандомом две песни абсолютно разных жанров и не только жанров в этой припев очень хорошо ...
Зерна не будет. Пожары. Засуха ...