М.Лидова. Образ Богоматери у истоков христианского искусства

Кстати, рекомендую интенресующимся. https://www.youtube.com/watch?v=ubaQABRwZII
Меня, конечно, заинтересовало,что сохранившиеся примеры от IV-V веков - в основном в скульптуре и приклодном искусстве.
Немного картинок скопировала себе и показываю их в этом посте.

https://www.youtube.com/watch?v=ubaQABRwZII.
Автор говорит, что в первые годы христианства Марию не часто изображали.
Каноно еще не сформировался, и можно встретить очень необычные для привычного глаза изображения Богоматери в богатых одеждах.

Церковь Санта-Мария Маджоре, Рим
Или на троне в виде Царицы небесной.
Могу немного наврать нюансы трактовки, кому это важно - послушайте сами.



Один из самых популярных сюжетов в то время - Поклонение волхвов, часто объединенный с Рождеством.

Справа - саркофаг Адельфии, Сиракузы.

Это более известный саркофаг - Sarcofago dogmatico из Ватикана, IV в. Слева внизу поклонение волхвов.
https://it.wikipedia.org/wiki/Sarcofago_dogmatico

На нижней шкатулке автор обращает внимание на сопоставление двух сюжетов - "Поклонение волхвов" (3 волхва) и "3 отрока в пещи огненной".
Отроки отказались поклонятся языческому божеству, и им наследуют волхвы, поклоняющиеся Спасителю.

Особое внимание в лекции уделяется сюжету "Благовещение". Игногда он выглядит довольно непривычно.
Автор считает, что в ранней трактовке этой сцены большое внимание уделяется процессу прядения, как бы символизирующего материализацию Святого духа.
Опять же не ручаюсь за точность формулировки концепции.

Рельеф саркофага (?)

Слоновая кость и книжная миниатюра

Пиксида, слоновая кость

Слоновая кость. Музей Кливленда, V-VI вв.

Два образца тканей

Наряду с более привычным для нас Благовещением встречается сцена Явления Ангела Марии у источника.

VI век. Музей Виктории и Альберта, Лондон.

Слоновая кость