Миссия в Москву (1943)


Приближается 75-летие дня Победы и по этому поводу сегодня хочется вспомнить, что в годы войны в Америке снимали кино про добрых советских союзников, в которых представляли их с лучшей стороны. Клюква в таких фильмах была минимальна, да и сделана по-доброму - песни, пляски, икра, шампанское. Самые известные образчики таких фильмов - военно-патриотические ленты «Северная звезда» и «Песнь о России», где показано сопротивление русского народа фашизму. Но первым в этом ряду стал фильм от Уорнер Браззерс, заложивший основы этого направления - под названием «Миссия в Москву», снятый по книге бывшего американского посла в СССР в 1936-38 гг. Дж. Э. Дэвиса. Он сразу после съемок фильма снова отбыл в СССР с дипломатические миссией и так много отдал сил укреплению дружбы двух государств, что стал единственным иностранным дипломатом, награжденным орденом Ленина. Фильм и по сей день известен как один из самых наглядных примеров пропагандистского творчества в военном кино тех лет, что требует к нему отдельного внимания. Давайте же посмотрим и узнаем, как друг Советского Союза склонил на свою сторону весь американский народ через Голливуд!
Открывается фильм


После этого показывают крупным планом портфель с надписью «ГОСДЕП США КОНФИДЕНЦИАЛЬНО ОТ ПОСЛА ДЖОЗЕФА Э. ДЭВИСА МОСКВА». Потом из него достают и показывают крупным планом ПАПКУ с надписью «БЫВШИЙ ПОСОЛ США ДЖОЗЕФ Э. ДЭВИС». А потом показывают крупным планом еще и КНИГУ «Миссия в Москву», которую написали - кто бы вы думали? - ДЖОЗЕФ Э. ДЭВИС!!!! Ну мать моя бульдозер! Кто бы мог подумать? Я-то все это время искренне думал, что кино снято Уолтом Диснеем и будет рассказывать про путешествия Пиноккио!


После титров, которые шли под оркестровую версию «Полюшко-поле» (!) нам показывают за тем же самым столом... АКТЕРА, КОТОРЫЙ ИГРАЕТ ДЖОЗЕФА Э. ДЭВИСА! И он, глядя в экран, повторяет по второму кругу, что советских лидеров-де оболгали и его долг - рассказать только ПРАВДУ, и все в таком духе!!! Господи, а что мешало этим бракоделам сразу снять на полтора часа рассказ ДЖОЗЕФА Э. ДЭВИСА, который говорил бы только ПРАВДУ, вместо того, чтобы снимать какой-то там фильм? А еще лучше было бы включать ДЖОЗЕФА Э. ДЭВИСА по всем кинотеатрам и телекранам в каждом доме с прославлением Большого Посла и устраивать пятиминутки дружбы!!! Итак, эти блестящие шесть минут очень наглядно показывают нам любовь посла ДЖОЗЕФА Э. ДЭВИСА к демократии, правде, искренности, честности, и главное, скромности.

После этого начинается что-то, похожее на фильм. Именно похожее, потому что перед нами не художественный фильм, а реконструкция событий художественными приёмами с голосом автора за кадром. Начинается все почему-то в Женеве 1936 г., где на заседании Лиги Наций выступает король Эфиопии Фейсал. Он взвывает к помощи больших белых господ из-за итальянской агрессии. После выступления удивительно неплохо сделанного под реального Фейсала его место занимает посол СССР Литвинов - так же удивительно хорошо загримированный чех Оскар Хомолка. Он тоже минут пять ездит по ушам, призывая иностранцев хранить мир, но делегации Италии и Японии вместе с другими равнодушно уходят мимо бюста


После кинохроники нацистской Германии с обличением гитлеризма нам наглядно показывают, какой же замечательный политический деятель - этот ДЖОЗЕФ Э. ДЭВИС! В день выступления Гитлера он со своей семьей проводит уикенд на озере и отплывает с ней на лодке, даже узнав, что его срочно просит к телефону секретарь. Когда секретарь лично прибегает и даже сам плывет к нему на лодке, что кагбэ намекает на срочность - Дэвис с семейкой только ржут, как в ситкомах 50-х, и сильнее налегают на весла. Лишь узнав, что его вызывает сам президент, ДЖОЗЕФ Э. ДЭВИС делает унылую мину и возвращается. Вуаап, вуаап, вуаааааап...

Под

Итак, Великий Вождь и Светоч Рузвельт послал ДЖОЗЕФА Э. ДЭВИСА в далекие Берлин и Москву, чтобы тот лично сдержал Темные Легионы Зла Черного Властелина Гитлера, который желает захватить Мир и уничтожить Свободу! И это и есть его Священная Миссия Рыцаря Демократии! Реакция? «Ты подумал за меня, ты считаешь, что я лучшая кандидатура - мне этого достаточно» (с) Ура, братья и сестры - при демократии Великий Вождь думает за тебя!
Сцена на причале перед отправкой. ДЖОЗЕФ Э. ДЭВИС отбивается от журналистов, его дочурка обещает своим хахалям прислать открытку, где она на muzhitska troika - или как это там называют russians... После этого они приезжают в Гамбург, где все увешано свастиками чуть ли не до мебели - в ларьках продается ТОЛЬКО «Майн Кампф» и журнал «Гитлерюгенд» - прямо через вокзал проходят маршем колонны солдат и гитлерюгенда - а в сторонке стоят люди хагактегной евгейской внешности с




С трудом продравшись через маршевые колонны, американцы проходят к своему вагону в сопровождении карикатурного жирного генерала с моноклем. После дежурных любезностей семья уезжает, картинно возмущаясь про себя деревянными Пиноккио-гитлерюгендовцами. Ну да, это же вам не клясться американскому флагу в школе каждый день и не проводить регулярно марши на 4 июля - это зловещий символ тоталитаризма! Потом к ним подсадился какой-то немецкий поц, который с удовольствием стрельнул у них сигару, пожаловался на плохой немецкий табак - но зато похвастался, что скоро благодаря великому гению фюрера у них станет все хорошо, и не только с сигаретами, хе-хе-хе.


После этого ДЖОЗЕФ Э. ДЭВИС прибыл в Берлин, попав аккурат на парад в честь фюрера. Из окна машины он смотрит на необозримые толпы с вытянутыми зигами, на марши тысяч солдат, всеобщее беснование... При наблюдении этого торжества единомыслия и преклонения на его суровом лице читается плохо скрытая


На вопрос Шахту, почему львиная доля промышленности Германии работает на армию, тот начинает задвигать, что Рейх самая миролюбивая держава в мире,которая должна защищаться от империалистов Великобритании и Японии! На предложение ДЖОЗЕФА Э. ДЭВИСА о всеобщем разоружении от имени Рузвельта Шахт говорит, что обязательно передаст его своему правительству. И что интересно, он даже действительно после этого звонит Риббентропу - но тот в ответ только смеется, и Шахт вынужденно хихикает вместе с ним. Я так понимаю, этот эпизод тоже снят по книге великого правдоруба ДЖОЗЕФА Э. ДЭВИСА, который лично прослушивал немецкие телефоны. Теперь понятно, почему главного нацистского финансиста так и не вздернули в Нюрнберге...


Так и не добившись аудиенции от Гитлера, посол приехал в СССР, который показан под бравурную музыку в противоположность Рейху. На перроне его встречают войска в удивительно аутентичной форме - под управлением «майора Каменева». Тот их угощает бутербродами из буфета с SAMOVAR с килькой и ветчиной, а также pirozhki и бутерброды с IKRA. Нам с очаровательной наивностью дают понять, что это самое обычное меню советских придорожных буфетов, абсолютно никак не связанное с приездом высоких гостей. ПРАВДА! ЖИВИТЕ ПО ПРАВДЕ!




После картинных удивлений женщине-машинисту в локомотиве нам наконец показывают Moscow через кремлевские звезды и мириады кремлевских церквей. После на удивление аутентичных декораций Кремля великий посол встречается лично с Калининым, которого играет ветеран русских Голливуда Владимир Соколов. Рядом с ним непохожие сами на себя Крестинский и Вышинский. Великий посол при личном разговоре объясняет, что он-де непрофессиональный дипломат - он прибыл, чтобы честно и объективно рассказать президенту о ситуации в СССР. Калинин в ответ расхваливает Рузвельта не хуже, чем граждане Океании Большого брата, и превозносит мир, на страже которого стоит Россия.



В британском посольстве коллеги играют с послом в бильярд, бухают шампанское и уверяют, что показухе русских нельзя доверять. Конечно, великий посол не верит тем, кто тут живет дольше его - и решает посмотреть на все своими глазами с помощью поездки по СССР. Далее происходит длинная лекция о строительства Харьковского Тракторного Завода. Из нее я вынес два полезных факта: 1) судя по карте, СССР отправлял столько же тракторов на Камчатку, сколько и на Украину; 2) харьковские тракторы очень легко переделать в танки, а значит, современные сталинисты не смотрели этот фильм, раз за точно такие же планы ненавидят Тухачевского.



Далее великий посол с помощью чередования игровых вставок и документальной хроники последовательно расхваливает: маневры Красной Армии - ДнепроГЭС - Донецкий сталелитейный завод - нефтяные промыслы Каспия - сельхозугодия Украины - хозрасчет (да, господа сталинисты, тогда в СССР тоже был хозрасчет). Регулярно подчеркивается, что огромное количество рабочих и инженеров - женщины; что Россия богата ресурсами; что она готова к любой войне; что русские при создании своей индустрии пользовались американским опытом. А один американский инженер из Техаса прямо заявляет, что тут так хорошо, что он даже не знает, стоит ли спешить домой. Единственная его проблема - саботажники, которые почему-то мешают развитию этой прекрасной страны. Общий вывод - несмотря на ошибки и разногласия, а также торопливость «я убежден, что эта нация знает свою судьбу и готовится к любым предстоящим событиям».


После небольшой аудиенции с неожиданно упитанным Молотовым посол уезжает из американского посольства, сопровождаемый машиной с охраной соглядатаев из ГПУ. Тут впервые у некоторых появляются подозрения в слежке. Тем более, что в итальянском посольстве тут же неожиданно находят прослушку. Но только не у великого посла! Великий дипломат без году неделя ДЖОЗЕФ Э. ДЭВИС невозмутимо заявляет, что: «Мы здесь гости советского правительства, и я собираюсь верить, что они относятся к Америке как к другу, пока они не докажут обратного».

Посол выезжает в Moskva, где ездят кучера на sani, как при царе, а его машину при первой же остановке окружают чистенькие вымытые мальчишки в kosovorotka. Жена посла идет в косметический магазин, где гордо красуется вывеска «СССР. Производство туалетов». Там ее угощает чаем из SAMOVAR лично жена Молотова, «комиссар косметической промышленности». Она рассказывает, что привезла технологии из Парижа, что красота женщин в СССР поощряется и много женщин в СССР работают на производстве, не исключая жен комиссаров.





Далее «майор Каменев» привез их на санях куда-то к знаменитым московским горам, чтобы показать учения военных лыжников под «Полюшко-поле». «Товарисч мэйор Камэнев, глад ту си ю!» - отдает им честь лыжник. «Zdorovo, starizky!» - отдает ему честь Каменев. Глад ту си ю ту! «Зис ис майн лучшие лыжные войска, мне после этого нот ниид кавалерия - вери слоули! Dosvidanya!» - что-то в этом духе говорит лыжник и уходит.



Где-то примерно в том же горнолыжном парке РККА параллельно подручный посла Фредди катается с дочкой посла Эмлин на катке. Они знакомятся с «мисс Литвиновой», едят pirozhki и chai from samovar, а также наблюдают pesni-plyaski.



Смена декораций. Бохатый прием в честь собственно ДЖОЗЕФА Э. ДЭВИСА на Спиридоновке, 17. Там Эмлин танцует с Тухачевским, который и тонко флиртует с девушкой: «А вы читали Карла Маркса?» (с) - пикап-мастер! Потом Литвинов представляет им людей, которые похожи на Орджоникидзе, Дзержинского и карикатурного японца. На самом деле это Ягода, Бухарин и Радек. А вот Тимошенко в исполнении польского эмигранта вышел неожиданно удачно.



После очередных длинных разговоров о скорой войне и обмена любезностями Литвинов запугивает посла, что всюду шпионы и пятая колонна! Посол, конечно, верит. Тут как раз подбегает Крестинский и конфиденциально сообщает, что директор Харьковского завода Комодов сообщает - на заводе взрыв и саботаж! Параллельно японский посол пытается убедить ДЖОЗЕФА Э. ДЭВИСА, что японцы тоже миролюбивая держава, которая вынужденно вступила в войну в Китае и ни за что не будет обижать американские территории. А сразу после приема на улице арестовывают и сажают в черный воронок лично Бухарина. Радека же берут в ресторане, где половые в косоворотке прислуживали иностранным гостям. Ну, и Ягоду, ясен-красен, берут прямо в НКВД, а Крестинского в книжном магазине, где на прилавке можно заметить «Аэлиту».




Ну, а послов привозят в Bolshoi Театр, где играют музыку «П. Чайковскiй»! Там-то на их глазах и арестовали и Тухачевского.

Далее с помощью рваного монтажа показывают припадочную истерию за границей из-за ареста всех этих людей - мол, Сталин устраивает чистки, казаки готовятся идти на Запад! Но ничего, сейчас великий посол расскажет вам ПРАВДУ об этих событиях. Такую же честную, как военные лыжники в подмосковных горах и взрыв Харьковского тракторного завода. Он, конечно, не торопится с выводами и ждет фактов. Факты тут же показывают на реконструкции Московских процессов. Реконструкция проходит просто и уныло. Лже-Вышинский тупо зачитывает вопросы арестованным, и те без сопротивления признаются во всех возможных грехах: саботаже, терактах, расчленении страны и службе на Троцкого. Крестинский, правда, попытался возразить, мол, я не троцкист - но тут же сдулся, когда Вышинский задавил его чужими показаниями. Это, кстати, полностью отличается от реального эпизода с Крестинским на процессе.


Весь жуткий план захвата власти Троцким в союзе с Германией и Японией рассказывают Радек, Бухарин, Сокольников и Тухачевский. Все они говорят честно и безо всякого давления, исключительно под действием собственной совести, которая проснулась при осознании наглядных побед СССР и великого гения Сталина, а также из-за угрозы СССР со стороны фашизма, который они полгода назад сами хотели привести к власти. Если у вас не сломались мозги от этого демократического двоемыслия, то я отмечу еще кое-что. Зачем вообще заговорщикам захватывать власть и прислуживать немцам и троцкистам, если в СССР все так хорошо - в фильме ни слова не сказано. И вообще, тут соединены подсудимые как «второго» московского процесса, так и «дела Тухачевского», которого судили через полгода в закрытом порядке.

Вся эта скучная реконструкция идет аж ДВАДЦАТЬ МИНУТ! Сразу после оглашения приговора с расстрелом наш посол уже на военном полигоне наблюдает воздушный парад Красного Воздухофлота под «Авиамарш». Демократическое усердие этого лизоблюдского фильма уже начинает выходить за рамки - теперь даже целый полк десантников тут, оказывается, состоит из женщин, и одна из них - дочь Литвинова Таня. Праздник отмечается в «дворце Горького», вместо которого показывают обычный ресторанчик с очередным самоваром. Продолжаются остодолбавшие разговоры о скорой войне, которую готовит Гитлер, и в очередной раз Литвинов убеждает посла в необходимости коллективной безопасности.





После этого посол покинул СССР и поехал по Европе. От поляков он достоверно узнал, что немцы и итальянцы поделят Австрию. От Австрии - что это вымысел, Гитлер дал слово. От Югославии - что слово Гитлера ничего не значит, и немцы заставляют их покупать свой аспирин. От Франции - что Европу обязательно поделят. От Голландии - что Гитлер слишком много вбухал в войну, чтобы остановиться. От Америки - что она за мир.


Наконец 1 мая 1938 г. посол снова в Москве, где под «Полюшко-поле» и «Авиамарш» опять маршируют войска на Красной площади, которые взяты из кинохроники. После бесстыже длинных кусков с парадом, которые убеждают посла в военной мощи - переход. Посол навещает жертв японской агрессии в Шанхае, которых привезли аж в Москву. Следует такая же бесстыже длинная и бессюжетная сцена плача по несчастным китайцам, которым помогают русские доктора.


Наконец следует прощальный ужин в посольстве, где все просят посла наперебой рассказать ПРАВДУ Америке о честнейшем и непредвзятейшем наблюдении за СССР - ради дела мира. На этом же ужине ДЖОЗЕФ Э. ДЭВИС узнает об аншлюсе Австрии, что абсолютно нелепо, учитывая, что перед нами только что был первомайский парад 1938 г., а аншлюс был в марте, не говоря уже о том, что уехал он в июне. Напоследок посол прощается со Сталиным, расхваливая ему то, что он видел.


Следует длинный дипломатический разговор со Сталиным, который жалуется, что в Европе не осознают опасности немецкой угрозы, но он всегда на страже мира. Все это тут же подтверждается хроникой о Мюнхенском сговоре и прочими последующими событиями. ДЖОЗЕФ Э. ДЭВИС искренне печалится за кадром, что его не поняли и ему не вняли. Для повышения духа он поехал прямо к Черчиллю, который отдыхал, работая каменщиком. Ему он всячески расхваливает СССР и его армию и предлагает построить «другую стену» - стену, ограждающую СССР и европейские демократии от гитлеризма. Слышать сейчас о том, как Черчилль с СССР строят вместе стену - очень забавно. В общем, прямо на даче Черчилля великий посол предсказывает, что если не помочь русским, то они заключат советско-германский пакт. Конечно, Черчилль прислушивается к мнению великого посла и выступает с речью, которая ничем не помогла. СССР подписывает пакт с Германией. Миссия в Москву - провалена!


А почему же США не помешала Гитлеру, раз об этом просил сам посланец президента в своем горячем выступлении? А Конгресс уперся. Вот так работает та самая демократия, которую нам тут столько восхваляли. Ну, а дальше после этой длинной сцены - хроника захвата Польши, Парижа, битва за Британию и нападение на СССР. Дэвис и тут выступает прорицателем и обещает, что СССР устоит. К концу этого фильма уже с трудом выдерживаешь пропагандистско-хроникальный тон этого шыдевра. А заодно и бесконечные предсказания Кассандры Дж. Дэвиса. Он на всех углах талдычит о помощи СССР, который борется изо всех сил и защищает «христианские устои цивилизации» (это цЫтата!). Дэвис выступает на всех возможных митингах, оправдывая абсолютно все шаги Сталина - пакт, нападение на Финляндию, чистки, восхваляет советскую армию и советский строй и т.д. Наконец на Америку нападает Япония, и только после этого все прозревают, что посол был прав, СССР реально оплот мира! Так сказать, у них открылись глаза!


Посол прилетает в Москву, ручкается со Сталиным и союзниками - и заканчивается все горячим обличением Гитлера и превознесением СССР, советского народа и Красной Армии, которые изнемогают в борьбе с фашизмом, своей кровью осуществив спасение Запада от первого немецкого удара. И только общее сотрудничество и помощь бога помогут всем этим странам одолеть немецкого супостата и построить общий мир свободы, равенства и братства, как это завещала нам Библия.


И заканчивается все настолько наглой эксплуатацией сакральных образов, что фильм ухитряется переплюнуть львиную часть «Триумфа воли». На фоне света нам показывают какие-то священные очертания Демократического Града на Сияющем Холме, к которому идут библейские силуэты угнетенных народов. И после цитаты о Каине и Авеле хор за кадром распевает богодухновенную песню и идут титры. ПРАВДА! ЖИВИТЕ ПО ПРАВДЕ!

Резюме. Из всех «рузвельтовских» фильмов о русских союзниках «Миссия в Москву» - самый дорогой, впечатляющий и аутентичный. Причем во всем - от декораций до подбора актеров. Потрясающая даже сейчас, в эпоху рисования спициффектов, работа. И в то же время это самый шаблонный пропагандистский фильм, что я видел. Нам обещали книгу дипломата - ее и показали. Да, с определенными изменениями, но тоже полностью исключив подобие сюжета и художественности. Получился не фильм, а неприкрытая агитка о помощи дорогому советскому союзнику, которая полностью отмывает его от всех ошибок, что были и что не были. Но кроме этого фильм еще и тщательно превозносит не только СССР и демократию, но и лично Дж. Э. Дэвиса. И это неудивительно, учитывая, что он сам лично заказал и курировал эту картину. Справедливости ради, объективная необходимость в ней была. СССР к тому времени настолько напакостил своей репутации репрессиями, обманом и военными провалами типа Финляндии и Халхин-Голла, что до конца 1941 г. все, от Германии до Америки, ставили два против одного, что он войну не переживет, и переубедить их было непросто. Даже с авторитетом посла и крупного капиталиста. Так что убеждать было кого и в чем.
Но все равно сам Дэвис, судя по его биографии, был типичным выкормышем американской демократии. Сын валлийца-эмигранта, он стал богачом и крупным политиком благодаря деньгам богатого дяди, двух жен-миллионерок и лично Рузвельта. Не имея никакого дипломатического опыта, этот лопух явно верил во все, что видел в России, чем глубоко шокировал куда более опытных коллег. Расхваливание им Литвинова вызвано тем, что через него Дэвис скупал редкие предметы искусства, не заплатив на таможне ни копейки. О Дэвисе знаменитый Д.Кеннан, один из отцов «холодной войны», говорил: «Пустой и политически тщеславный человек, ничего не знающий о России и серьезно ею не интересующийся. Единственное, в чем он действительно заинтересован, – это реклама, которую он сможет получить по возвращении на родину». Неудивительно, что Дэвис в разгар войны написал свою книгу в пику всем недоброжелателям в духе «а я же говорил!» и лично через друга-президента продавил ее экранизацию. Как именно он понимал демократию, показывает яркий пример - он лично настоял на то, чтобы в фильм вставили здоровенный кусок с очернением репрессированных в Москве. А когда продюсер Бакнер, когда-то близкий к троцкистам, возмутился - то Дэвис просто помахал перед ним чековой книжкой и пригрозил выкупить всю картину. Такую христианскую демократию я бы тоже защищал даже перед чертом лысым, чтобы спасти свои денежки!
Понятное дело, что в годы маккартизма Дэвис предпочел поменьше вылезать со своим прошлым, а фильм всерьез пытались уничтожить лично его продюсеры, потому что сценарист Говард Кох попал в черные списки. Тем не менее, этот фильм является самым ярким примером того, насколько нагло и топорно работает западная пропаганда, когда это ей выгодно - даже с прославлением своих вчерашних и завтрашних врагов. Дух Океании незримо витал перед моими глазами каждый кадр этой великой ленты, клянусь вам, товаристчи. В будущем мы продолжим исследования этого интересного жанра другими образчиками типа «Дни славы», «Мальчик из Сталинграда» и «Контратака». А пока поздравляю с наступающим 75-летием Победы! NAZDOROVIE!

|
</> |