рейтинг блогов

« Мыслитель, смотревший сквозь века »

топ 100 блогов absolutnyi25.03.2016

« Мыслитель, смотревший сквозь века »

В этот день, 25 марта 1532 года в Риме увидела свет книга Никколо Макиавелли "История Флоренции".
Это было последнее его произведение. В нём автор впервые в истории европейской мысли соединил анализ жизненных принципов человека, психологичесие основы политики и мировоззрение эпохи Возрождения.
На фоне описания правления династии Медичей он предпринял попытку выявить закономерности, причины, следствия острых социальных схваток, великих взлётов и великих падений.

« Мыслитель, смотревший сквозь века »

В своё время (в начале-середине 90-х) мне довелось преподавать "Историю политических учений". Имея давнюю привычку раскрывать суть тех или иных идей посредством первоисточников, я прочитал почти всего Макиавелли (годы его жизни: 1469-1527).

Его "Государя" (1513) помню до сих пор практически дословно, тем более, что эта книга построена по принципу небольшого сборника наставлений правителям. "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия" (1513-1517), "О военном искусстве" (1519-1520) и "История Флоренции" (1520-1525) - произведения более объёмные, со множеством исторических сюжетов, примеров, деталей.

Во всех отечественных словарях и учебниках тех лет творчество Макиавелли оценивалось, как правило, критически. Он характеризовался как проповедник концепции "Цель оправдывает любые средства", сторонник жёстких методов управления государством, приверженец "политики без морали". Частенько использовался и термин "макиавеллизм". (Справедливости ради иногда указывался и его позитивный вклад в научный анализ политики и объективный диагноз состояния общества).


Здесь - некоторые высказывания Макиавелли из его книг. Они дают хотя и не полное, но весьма точное и наглядное представление о его позиции по проблемам соотношения политики и морали, религии и политики, оптимального государственного устройства, психологии личности.

Актуальны ли они - судите сами:



Чтобы узнать, что должно случиться, достаточно проследить, что было. Это происходит от того, что все человеческие дела делаются людьми, которые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти и поэтому неизбежно будут должны давать одни и те же результаты.

Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми.

Всякая перемена прокладывает путь другим переменам.

Не следует никому давать советы и пользоваться чужими советами, кроме общего совета - правила каждому - следовать велениям души и действовать смело.

Государь не волен выбирать себе народ, но волен выбирать знать, ибо его право карать и миловать, приближать и подвергать опале.


Государю нет необходимости обладать всеми добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими.
Об {C}{C}

Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу.

Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает.

Какое бы дело мы ни затевали, время всегда кажется неподходящим, и никогда не бывает абсолютно благоприятных обстоятельств. Кто ждёт идеального случая, так никогда и не начнёт дела, а если и начнёт, то зачастую его ожидает печальный конец.

Честолюбивые устремления людей не знают конца: сначала они стремятся к тому, чтобы не обижали их самих, затем сами начинают обижать других.

Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого.

Скрой то, что говоришь сам, узнай то, что говорят другие, - и станешь истинным князем.

Чтобы завоевать власть, нужно быть добрым, но, чтобы удержать её, надо быть твёрдым.

Может возникнуть спор - что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись? Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно. Однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому, если уж приходится выбирать, то надёжнее выбрать страх.

Следует заранее примириться с тем, что всякое решение сомнительно, ибо это в порядке вещей: избегнув одной неприятности, попадёшь в другую.

Достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям любой ценой.

Кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше удерживался у власти.

Расточая чужое, ты прибавляешь себе славы, тогда как расточая своё — ты только себе вредишь. Ничто другое не истощает тебя так, как щедрость: выказывая её, одновременно теряешь саму возможность её выказывать и либо впадаешь в бедность, возбуждая презрение, либо разоряешь других, чем навлекаешь на себя ненависть.

Люди не умеют быть ни совсем дурными, ни совсем хорошими.


Люди по своей натуре таковы, что не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им.

Люди так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить.

Неразумие людей таково, что они часто не замечают яда внутри того, что хорошо с виду.

Человеку, который желает при всех обстоятельствах пребывать добродетельным, остается лишь гибнуть среди множества тех, кто недобродетелен.

Расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели на благо.

Добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно так же, как и дурными.

Умы бывают трех видов: один всё постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий — сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может.

У победителя много друзей, и лишь у побеждённого они настоящие.

Хорошие друзья достаются тому, кто сам умеет быть хорошим другом.

Дружбу, которая даётся за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать.

Каждый видит, каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть.

От частоты откровения истинность не стирается: «Счастье — это когда тебя понимают».

Чужие доспехи либо широки, либо тесны, либо слишком громоздки.

Основой власти во всех государствах — как унаследованных, так и смешанных и новых — служат хорошие законы и хорошее войско.

Не золото, как провозглашает всеобщее мнение, а хорошие солдаты суть пружина войны, ибо за золото не всегда найдёшь хороших солдат, а хорошие солдаты всегда достанут золото.

Заблуждается тот, кто думает, что новые благодеяния могут заставить великих мира сего позабыть о старых обидах.

Я хочу попасть в ад, а не в рай. Там я смогу наслаждаться обществом пап, королей и герцогов, тогда как рай насёлён одними нищими, монахами и апостолами.


Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
У моей малышки вчера на сроке 33+6 перестало биться сердце. Я сегодня Ее родила. Этот было тяжело, но все позади. Почему так получилось, никто сказать не может: видимых аномалий нет. Конечно, отправят на исследование и будут изучать. Мы с мужем очень настроены в ближайший год зачать ...
Добрый вечер! Мое последние приобретение это белое платье из плотной ткани с интересным принтом. Скажу, что именно рисунок привлек мое внимание и был ключевым фактором при покупке. По горловине идет вышивка бисером и крупными бусинами, поэтому свой образ решила не утяжелять ...
Сообщество на Li.ru Рецепты с фото: Торт медовый Пышный медовик ТОРТ КОРОВКА   ...
Да,именно так ,и никак по другому!Я хочу признаться в любви театру на Юго-Западе ,которому в этом году исполнилось 40 лет. Мне посчастливилось попасть на праздник,который они устроили по этому поводу. С этим театром я знакома не так давно,но он стал моим любимым.Немного истории.Театр на ...
"Государство. Разве у русского народа есть ещё хоть что-нибудь, кроме государства и церкви? Он просто не существует без государства вообще. Рассыпается в тайгу". Это написал "мой" профессор. Пропагандирует государство РФ и его политику. Я - из русского народа, есть ли у меня ещё ...