Мысли

И все-таки они это сделали, -- пишет Андрей Мальгин. Там, по ссылке, автобус со Сталиным.
Я тут в Германии припухаю уже который день. 9 мая пойду на праздник -- будут все вместе отмечать день победы, с песнями, у памятника советскому солдату. И знаете, что мне сейчас кажется? (может, временно), -- мне кажется, что разрешить портреты Сталина это скорее хорошо, чем плохо. Объясню почему на примере немцев.
Немцы очень ответственно относятся к своей истории. За памятником советскому солдату ухаживают немцы, кстати. И памятник в мае просто не видно из-за цветов. Так вот, немцы разрешили фашисткий митинг. И как я поняла теперь, были абсолютно правы. Потому что на фашисткий митинг пришло 80 человек, а на антифашисткий -- 10 000 человек. Они пришли противостоять фашизму. Фашизм прошагал несколько метров и окапутился -- дальше не пустили. Не власти, а население. Причем, большей частью -- немецкое. Политик такой крупный рыжий вышел и сел на дорогу -- не пускал фашистов.
Так вот, без фашизма нет антифашизма. Без сталинизма - антисталинизма. И в малых дозах и фашизм, и сталинизм скорее нужен, чем нет, -- нужен, как прививка, как яды в гомеопатии -- в малых дозах они лечат. Портрет Сталина нужен, чтобы население, граждане могли показали к нему свое отношение -- краской забрызгать, не пустить. Так воспитывается в обществе чувство предела. Мне сейчас точнее не сформулировать, но оно нужно. Такие штуки пробуждают от гражданского сна и инспирируют гражданскую сознательность. И это, на самом деле, лучшая напоминалка о том, что было. Ту часть истории забывать нельзя, ее надо ненавидеть всегда, и явления эти надо ненавидеть всей душой. А портреты Сталина, фашисткий митинг эту ненависть поднимают со дна, что, собственно, и требуется.