Мысли от инженерного гламура и провинциального бомонда ...

топ 100 блогов radmirkilmatov17.02.2020 Когда-то давно я вдруг понял, что стал инженером в один день. За шесть лет до того поступил учиться на инженера, потом понял, что ошибся. Родители были инженерами, воспитание было «инженерным», шутки и разговоры дома — были «инженерными». А в столичном институте (и в столице вообще) оказалось столько интересного, что понял — «не мое». Что было делать — не знал, и потому тупо и с трудом заканчивал.

На шестом курсе три месяца рисовал диплом. Усовершенствованный (мною же, то есть халтурно) двигатель АЛ-31Ф самолета Су-27. В полный размер, то есть, почти полтора метра высотой и одиннадцать метров в длину. В некотором роде, манипуляция: поразить (комиссию) не глубиной знаний, а размерами презентации.

О том, КАК это будет, даже не подозревал: вначале неделю «стеклишь» с других чертежей разные узлы, потом переходишь на чертежную доску, рулон слева — рулон справа... Делаешь это днем, ночью, несколько недель, деваться некуда - надо... И вдруг работа заканчивается. Снял чертеж с доски, поставил его на пол, вошел «внутрь» получившейся «композиции» и сел на пол... Посмотрел вокруг и меня «вштырило»: я ведь знаю об этом — ВСЕ. До мельчайших деталей. Я смотрел вокруг себя на этот двигатель, меня озарило, что понимаю его ВЕСЬ. Я изменился...

За год до того на военной кафедре пришлось сдавать экзамен по МИГу-21 и его движку... Типа инженер-механик, военная кафедра и все-подобное… Зубрить, когда не понимаешь, я до сих пор не научился. И тогда все получилось еле-еле и на молодецком обаянии. А тут вдруг — ПОНЯЛ. Это был как бы уже не я. Это было откровение. Просветление. Почти-оргазм.

Ни один алкоголь или наркотик (пардон — если есть с чем сравнивать - детям не слушать!) не вштыривал меня сильней в будущем, чем собственный чертеж в 22 года. Наверно, памятуя ту эйфорию я в следующий ВУЗ поступил и дальше учился ))... Потом меня также «вштырило», когда научился английскому, и стал понимать нюансы и акценты чужого языка. Похоже — потом, когда научился кататься под парусом… также меняет любовь, семья, работа... Но там ты к этому готов, а тут...


Знания нужны совсем не потому, что они нужны, как конкретные знания. Строго говоря, 90% того, чему нас учили в ВУЗе — вообще не пригодилось: уравнения какого-то Максвелла, комплексная геометрия, матан с дифурами, сопромат, материаловедение... Но это все вместе развивало. И если бы не такая фундаментальная подготовка, то наше поколение 1950-1960-х вряд ли смогло бы к 40 годам пройти во власть — и разворовать там все. Мне эта подготовка помогла стать спецом в двух десятках разных профессий от журналистики до аудита и от инженера до банков.

Не случайно из инженеров того времени вышли самые лучшие мошенники 90-х, все возможные мавроди-ща, ходоркови-ща, березови-ща... Мозг у которых не только числился в голове, но и работал.

Ощущение своеобразного «инженерного кайфа» — от того, что ты не просто решАл, но и решИл сложную задачу — на порядок сильней чувств бухгалтера, который свел годовую отчетность. Это выше кайфа завершенной коммерческой сделки. Но про такие «настройки» настаивать не стану...

Помню, лет 10 назад я оказался в столичном банке, там для меня было откровение, что туземная молодежь уже не умеет думать схемами, табличками. Они понимали только последовательный текст, да и то чаще — не как логические построения, а как стихотворение из непонятных иностранных слов. Я тогда искренне злился, не понимая, почему некоторые представители этого поколения искренне считали силикон и ботекс — «инвестициями в себя»...

Особенно забавно, что сегодня УЖЕ ЭТО поколение начинает доминировать во всех ветвях и на всех уровнях Власти. Даже интересно, как новое поколение, выросшее на компьютерных играх — будет решать социальные и экономические вопросы — или эти вопросы им тоже будут не нужны?


Понятно, это все это может быть тупо старческим ворчанием, склерозом и маразмом... Вот-мы-де, наше поколение «в наше время целую страну прос.али». А эти молодые... но если серьезно...

О чем речь... Уже четыре года назад я вернулся в родной город МБА-менеджером, хорошо знающим финансы, учет, банки, администрирование и другие столичные «штучки», которые за пределами МКАДа на деле являются совершенно бесполезным багажом...

Здесь мне оказалось вдруг намного интересней не то, как считать и отчитываться. Основная проблема оказалась в производстве. Как СДЕЛАТЬ. Прежнее поколение профессионалов с заводов почти ушло. Мое поколение (и следующее) прошли мимо заводов — вообще. Новое поколение выросло по другим программам, и разрыв преемственности оказался таким, что оказалось интересно его компенсировать самому. И четверть века моего «инженерного простоя» вдруг оказались не проблемой, а — ... странной форой.
И пошла новая учеба - в конкретный кайф...

Объясню на инженерном примере, но здесь не про эту профессию. Инженеры сейчас учатся работать за компьютером. Объемы чертежей растут. Но их качество и полезность — падает. У старой системы, когда человек стоял за ватманом с кульманом — вроде была ниже производительность. Но носители ТОЙ культуры поневоле имели более развитое пространственное мышление. Поневоле успевали больше думать и лучше умели работать группами, думать вслух.

Другая система получения инженерных навыков сегодня привела к тому, что инженер получается «не совсем про то». Пиджак есть, диплом со значком есть, голову видно. А все вместе — ...

Получилось забавное, что инженер во мне опять «победил» финансиста. И теперь новый/ старый человек лезет во все технические вопросы. Я вдруг вспомнил, что по первому образованию, по своей манере соображать, по воспитанию — всегда был инженером, и вдруг вернулся к той профессии, в которую вошел после школы... Приятно меняться на шестом (песец!! ля...) десятке... но здесь про другое.

Через 35 лет видно, как изменились сами принципы обучения. И люди стали (еще раз пардон) другими. И во многом - из-за компьютеров.

Не вопрос в том, нужны ли компьютеры или нужен ли интернет. Глупо бороться с прогрессом. Но это должен быть прогресс, а не дебилизация. Стандарты образования некоторых европейских стран уже считают не нужным такой навык, как писать и считать. Не просто без ошибок, а писать и считать — вообще. Компьютер делает эти навыки бесполезными. Но ведь в этом основа образования, культурный код, на который опираются десятки и сотни других навыков. Кажется, есть такая «Игра в бирюльки», когда в основании башни убираются элементы, пока башня не обрушится.

Тот кто проходил традиционную школу, тот понимает, что умение считать в уме или на бумаге — это систематизация мышления. Это области мозга, на которые опирается логика в других областях, десятки других навыков... Если это исчезает, мышление человека оказывается привязано к другим реперам. Другие «мультики». И не факт, что это «Кино» будет лучше.


Сейчас чертежи делают в интернете, и это действительно совсем другая культура думания. За ватманом и кульманом — человек думает иначе, чем за экраном и мышкой, более «пространственно», более ответственно... Это видно не столько по культуре чертежей и расчетов, сколько по уверенности в себе, в ассоциативном мышлении, умении структурировать вопросы...

Что дальше — ??
Надо ли где-то сказать — СТОП? Или хотя бы притормозить?

Например, ничто так сильно не подрывает государственный строй, как электронные системы подсчета голосов.... И без них уже никто давно не верит ни в какую демократию и справедливость. Но электронная избирательная система окончательная убивает последнюю веру в выборы, их результаты и эффективность институтов. Потому что компьютер — высший авторитет. И зачем спорить с компьютером. А то, что за программами стоят конкретные заказчики — пользователи не думают…

Избирательная система — очевидный пример, что повсеместная компьютеризация и цифровизация — это зло. Так же как электронные записи в поликлиники. Нельзя отдавать заботу о детях или стариках (так же как свой мозг и управление собой) — на аутсорсинг.

Хотя — все таки интересно. Когда всем понятно, что за этим «аутсорсингом» стоят конкретные Заказчики, у которых социальная ответственность даже не в дефиците, а вообще атрофировалась... Сколько простоит такая Система?
А у кого эта функция как раз атрофировалась — как их называть? ))


Всякие теории эволюции — не правы в корне. Все понимают, что общество деградирует, мышление становится примитивным, сворачиваются социальные модели, ухудшается образование и медицина, сохнут мозги — зачем успокаивать себя и других — тем, что общие тенденции и законы развития — идут во благо большинству?

Ведь если мы и общество в целом уверенно деградируем, во-первых, это надо понять, возможно, сопротивляться, придумывать некие механизмы и направления борьбы с деградацией.

Понятно, что интернет и компьютер — понятно, это благо, но каждому понятно, что их обратная сторона — это деградация (не только у детей) по разным направлениям. Во-первых, оказываются не нужными и отменяются базовые эволюционные навыки: умение грамотно писать, считать в уме, рисовать... мышление упрощается. Пропадает свободное время, потому что игры и развлекательные программы — аналогичны наркоте. Снижаются навыки социализации.

Мой отец (царство Ему небесное) 30 лет назад признался, что езда в автомобиле за рулем — убивает в нем свободное мышление. Ты привыкаешь все делать по правилам, автоматически, не думая. И потом не видишь простейших решений — там, где это можно — и там, где бывает необходимо. Это не плохо и не хорошо. Это другое мышление. Другая свобода мысли.

Мои друг Алексей, московский армянин из Тех, отец 4-х детей - 20 лет назад признался, что выбросил из дома телевизор. Именно ради детей. Может быть, так и надо - для Высших целей?

Десять лет назад, после того, как я научился кататься под парусом, мгновенно оценивать ситуацию — принимать правильные и ответственные решения в открытом море — оказался не способен работать в банке по инструкциям. Там, где шаг вправо// влево — это нарушение Правил. И пусть ты знаешь, что ты был прав, и можешь это доказать — тебя никто не станет даже слУшать. Даже если за Тобой международный опыт, судебные кейсы... Другая Традиция, где, в принципе, не нужны подобные люди… Там человек должен и обязан быть немного дебилом...

История... Настоящая История, а не ее официальная дебилизация, говорят, что прогресс призрачен, поскольку человек глупеет. Где та грань прогресса, которая делает человека слабее, и надо ли ее переходить? И как озвучить эту проблему?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В воскресенье наблюдал кучу не адекватов. первое фото это он идет с включенными габаритами, а второе фото. это он тормозит :) вот один из них, в солнечный день крайне ожидающий четко пацана в крупе своего спер шевролета. вот еще один лупень с веревочкой на антенне и в результате о ...
Выйдя из спортзала Ева набрала Лазаревне и услышав, что процесс сдвинулся с  места, уточнила, нужна ли сейчас её помощь. Ехать в офис и смотреть как  перекладывают с места на место папки с документами, не продуктивно, уверяла себя Ева. На самом же деле, было ужасно жаль ...
Фанарт ...
. На церемонии вручения премий Русского географического общества Путину показали 9-летнего Мирослава Оскирко и 5-летнего Тимофея Цоя, которые стали победителями телевизионных шоу, посвященных географии. Путин обнял Мирослава Оскирко и спросил его, где заканчивается граница России. В ...
Москва лишилась ещё одного своего памятника истории, уголка Москвы нач.20 века. ...