Неизвестные участники советской индустриализации.
radmirkilmatov — 15.02.2020 Чтобы понять, что произошло в СССР в 1920-е годы после революции, интересно присмотреться к некрополю у Кремлевской стены. Там — имен иностранцев оказывается едва ли не больше, чем «своих». А если начать «раскладывать» имена и дальше... — то у сегодняшней Российской Федерации преемственности получится даже меньше, чем у Израиля или Германии.В прошлой статье я рассказал про Артура Макмануса (1889-1927) рабочего лидера Великобритании, который похоронен в Кремлевской стене. Сегодня про имена и дела нескольких его коллег по Коминтерну. Этаких «земляков» — по Стене. Потому что в Москве итого времени не различали лидеров Международной пролетарской хунты — от своих лидеров. Нам говорят, что так случилось из-за "открытости" молодого советского государства. Факты можно сложить иначе - из-за поражения русского национального государства... И потому что русское государство тогда отличалось от русского - сегодня.
Профессиональный революционер Уильям Хейвуд (William Dudley Haywood, известный как Большой Билл Хейвуд (Big Bill Haywood) 1869, Солт-Лейк-Сити — 18 мая 1928, Москва) — леворадикальный профсоюзный лидер из США.
Отец — почтальон умер, когда Биллу было 3 года. В 9 лет он ослеп на один глаз. Работал с детских лет и стал анархо-синдикалистом. В 1896 году вступил в Западную федерацию горняков Америки,и в 1901 году стал её секретарём-казначеем. В 1901 году оказался на левом крыле Социалистической партии.
Организовывал забастовки шахтёров. Был лидером серии конфликтов между рабочими и администрацией на шахтах в Колорадо, где было убито 33 забастовщиков и штрейкбрехеров.
В 1906 году обвинен в организации взрыва, когда погиб бывший губернатор Айдахо Фрэнк Стюненберг. Присяжными оправдан.
В 1908 году смещён с руководящих позиций в Западной федерации горняков. Стал организовывать забастовки в текстильной промышленности. Был основателем и лидером синдикалистской организации «Индустриальные рабочие мира», с 1914 года – ее генеральным секретарем.
В 1917 году после вступления США в Первую мировую войну арестован по обвинению в шпионаже и противодействии призыву. В числе 165 деятелей ИРМ. В 1918 году приговорён к 20 годам тюрьмы за подстрекательство к мятежу. Стал членом Коммунистической партии Америки в 1921 году. В том же году был освобождён под залог на время подачи апелляции и бежал в Советскую Россию.
Работал в Международной организации помощи революции (МОПР). Участвовал в создании Автономной индустриальной колонии «Кузбасс». Незадолго до смерти стал зампредседателя Негритянского бюро Восточного лендерсекретариата Исполкома Коминтерна.
Умер в 1928 году. Урна с прахом похоронена в кремлёвской стене 4 августа 1928 года. ПО некоторым источниками, возможно, вторая половина праха Хейвуда захоронена в братской могиле рабочих, казнённых по «хаймаркетскому делу» в Чикаго в 1887 году.
Енё Ландлер (Landler Jenő 1875 — 1928) член ЦК Коммунистической партии Венгрии, один из лидеров Венгерской Советской республики, главнокомандующий венгерской Красной Армии.
Занимался адвокатской деятельностью. В апреле 1904 года добился оправдания руководителей всеобщей стачки железнодорожников. В 1906 году вступил в Социал-демократическую партию Венгрии. В октябре 1906 года — сам стал во главе стачки трамвайщиков Будапешта. В 1908 году стал видным деятелем левого крыла. СДПВ.
Вел антивоенную пропаганду во время Первой мировой войны. Руководил организацией антивоенных забастовок, за что в июне 1918 году был арестован. В буржуазно-демократическом правительстве Михая Каройи стал статс-секретарём. 21 марта 1919 года была провозглашена Венгерская Советская Республика. Ландлер стал наркомом торговли, внутренних дел, затем железных дорог. С мая по июнь 1919 года был командующим 3-им корпусом Красной Армии. С июля 1919 года — главнокомандующий венгерской Красной Армии. С 1919 года — член Коммунистической партии Венгрии.
После разгрома Венгерской советской республики эмигрировал в Австрию, переехал в Вену. Участвовал в восстановлении легализованной Социал-демократической партии, а в 1925 году — в создании Социалистической рабочей партии Венгрии, избирался членом Исполкома 3, 4 и 5-го конгрессов Коминтерна (1921, 22, 24 годы). Умер в Каннах зимой 1928 года после тяжелой болезни. Его прах 4 августа 1928 года был перенесен в Кремлёвскую стену. То есть, их сеециально собирали в Стене....
Чарльз Рутенберг (Charles Emil Ruthenberg 1882 — 1927) — деятель американского и международного рабочего и коммунистического движения. Немец по происхождению, родился в Кливленде (штат Огайо) из семьи грузчика. Работал столяром, конторским служащим, управляющим.
В 1909 году вступил в Социалистическую партию США. В 1911 году был выдвинут кандидатом на пост мэра Кливленда. В 1912 году был выдвинут кандидатом на пост губернатора штата Огайо. Был автором принятого съездом социалистической партии в 1917 году манифеста против империалистической войны.
В сентябре 1919 года избран Генеральным секретарем на учредительном съезде Компартии США. В 1920 году стал членом ИККИ, а в 1924 году — членом Президиума ИККИ.
Умер в Чикаго от перитонита после операции. По просьбе ВКП(б) американские коммунисты перевезли его прах в СССР. Урна помещена в Кремлёвской стене, неподалеку от праха его фракционного оппонента Джона Рида. Погребение состоялось 26 апреля 1927 года.
Это все — в центре нашей Родины. В Кремле. Точней, в его внешней стене на Красной площади. Когда ратуют за возврат к советским ценностям - всегда нужно уточнять, какие именно ценности надо брать. Потому что добрая половина того наслеждия - комиссары в пыльных шлемах - мразота помощней гайдаров с чубайсами.....
«АИК Кузбасс» (Автономная индустриальная колония Кузбасс). Была ли эта колония единственной в СССР — гадать не стану. Но она была американской, потому о ней остались воспоминания…
Исаак Бродский - Торжественное открытие II конгресса Коминтерна во дворце Урицкого в Петрограде 1920. (1920—1924 гг.) 3,2 м × 5,3 см. колоссальный групповой портрет, где показано около 600 человек. Сохранился каталог-путеводитель по картине. В нём есть имена 226 человек, реальные исторические лица, революционеры, деятели рабочего и коммунистического движения. Почти половина из них поздней была расстреляна. Бродскому удалось передать приподнятую атмосферу заседания и показать огромное количество людей, не поместив никого спиной ни к зрителю, ни к говорящему с трибуны речь Ленину.
Брошура Ленина к съезду на (официальном языке Коминтерна) немецком языке.
картина Бориса Кустодиева «Праздник в честь II конгресса Коминтерна на площади Урицкого»
Эта колония была создана группой левых активистов западных стран и поддержанная Советским правительством — «для восстановления и развития тяжелой угольной промышленности Кузнецкого бассейна под рабочим контролем» с 1921 по 1926 годы.
Практически с самого начала своего существования Советская власть считала желательным использование иностранных капиталов, знаний и опыта посредством заключение концессионных соглашений. Это было отражено уже в решении Первого Всероссийского Съезда СНХ в декабре 1917 года. В СС Ленина остались строки о том, как Ленин не исключал сдачу в концессию американцам Дальнего востока и Камчатки… Здесь мы сталкиваемся с практической реализацией этих идей — намного ближе, на Урале и в Сибири. Мы считаем сегодня, что этого не было сделано. Но — если это БЫЛО, то каковы были его настоящие масштабы, источники и результаты ??
С 1921 года началось восстановление народного хозяйства. На X съезде партии Ленин говорил о том, что топливный кризис привел к необходимости затратить золото на покупку угля за границей.
Промышленность в Советской Республике не могла быть восстановлена своими силами, для чего Ленин написал «Письмо к американским рабочим», где призвал рабочих коммунистических партий передовых стран помочь в организации новой промышленной базы для нового рабочего государства.
Американские рабочие, возглавляемые Себальдом Рутгерсом, Биллом Хейвудом и Г. С. Калвертом, ответили Советскому правительству. Они встретились с Лениным в сентябре 1921 года. От имени «Индустриальных рабочих мира» эта группа выразила желание взять в эксплуатацию Надеждинский металлургический завод (Серов, Екатеринбургской области) и значительную часть Кузнецкого каменноугольного бассейна и организовать там индустриальную колонию американских рабочих. То есть, аппетиты развернулись на ключевые тогда (и сегодня) промышленные предприятия и источники сырья для них.
Центральной фигурой этого проекта был голландский инженер Себальт Рутгерс. В 1918 году он приехал в Россию, причем, добрался туда через Сибирь. Вступил в ВКП(б), участвовал в работе Первого конгресса Коминтерна. В январе 1920 года возглавил зарубежное бюро Коминтерна для подготовки второго конгресса.
В мае 1921 он совершил поездку на Урал и в Сибирь для выяснения возможностей использования местных природных богатств для развития шахт и промышленности. Процесс переговоров между представителями советских властей и американской инициативной группой продолжался до конца 1921 года. 25 декабря в Москве был подписан Договор между Советом Труда и Обороны (СТО) и правлением колонистов в составе Билла Хейвуда, Д. Байера, Себальда Рутгерса и др. о создании автономной индустриальной колонии «Кузбасс».
В США общество «Кузбасс», тем временем, набирало добровольцев для работы в колонии. В марте 1922 года в ряде коммунистических изданий США было опубликовано: «Требуются первопроходцы для Сибири!.. Для промышленного строительства… для поддержки русской революции и для демонстрации миру того, что могут сделать свободные трудящиеся, когда их таланту не препятствует система прибыли и когда они сами являются собственниками и единственными владельцами продуктов своего труда».
С 1922 по 1926 Рутгерс стал председателем правления АИК «Кузбасс». Покинул он этот пост «по состоянию здоровья», но в тот год колония фактически перестала существовать. Другие источники утверждают, что в 1930—1938 (с перерывами, официально опять 12 лет разницы!) он работал консультантом экспертом крупных строительных проектов в СССР, членом коллегии по делам иностранных специалистов при РКИ и в редколлегии газеты «Moscow news».
По договору колонисты получили рудник в Кемеровском районе, строящийся завод производства кокса и 10 тысяч гектаров земли для сельскохозяйственных нужд. Иностранцы обязались проработать в России не менее 2 лет, жить по законам РСФСР и подчиняться всем постановлениям СТО.
Колонисты обязались восстановить переданные им предприятия и закупить за границей передовое оборудование необходимое для шахт и производства. Советское правительство категорически настаивало на условии, что все финансирование и снабжение американских рабочих будет производиться без привлечения средств из советского бюджета.
Этот «пункт» про источники технического перевооружения — очень важен, так как впоследствии «коллективизация» и «национализация» коснулись не только резидентов нашей страны. И имущество этих колонистов (по крайней мере на некоторых объектах) станет национальной собственностью.
По инициативе Ленина руководители и члены колонии должны были дать «подписку» в том, что они обязуются и будут коллективно отвечать за то, чтобы в Россию ехали «только люди, способные и готовые сознательно вынести ряд тяжелых лишений, неизбежно связанных с восстановлением промышленности в стране, весьма отсталой и неслыханно разоренной».
Американская сторона (в лице Рутгерса) возражала против возможных вмешательств ВСНХ в дела «автономной промышленной колонии». Были противоречия между советскими властями в лице Валериана Куйбышева и Рутгерсом, в том числе по финансовым условиям и по составу членов правления (оргкомитета) колонии от американских рабочих, подлежавшему утверждению Советом Труда и Обороны (только в течение 1921—1922 годов вопрос о создании этой колонии обсуждался на заседаниях СТО более 20 раз).
Иностранцами были обследованы многие районы Кузбасса (Кузнецк, Бачаты, Гурьевск, Киселёвск, Кольчугино) Наиболее подходящим оказался Кемеровский Рудник, в котором была необходимая инфраструктура и трудовые ресурсы.
Официальная регистрация АИК состоялась 22 декабря 1922 года. На предприятиях колонии к концу 1923 года было задействовано 8 тысяч человек. Большинство составляли советские граждане. На первом этапе в распоряжение колонии были переданы шахты Кемеровского рудника и коксохимические печи, к 1923 году были добавлены Кольчугинский, Прокопьевский и Киселевский рудники.
В том же году открылись представительства АИК в Нью-Йорке и Берлине, которые занимались поиском рабочих для колонии и совершали закупки техники. Деятельность колонии освещалась в регулярно выходившем в Нью-Йорке «Kuzbass Bulletin».
Из заграницы для работы на предприятиях АИК в Кузнецком бассейне прибыло около 750 рабочих и специалистов. Национальный состав колонистов был разнообразен: американцы, финны, немцы, югославы, русские (всего около 30 национальностей).
Согласно данным 1923 года, работающими в ней числились около 500 американцев вместо намечавшихся 3 тыс. (всего в колонии работали 560 иностранцев). В официальном названии колонии не было упоминания о преимущественно американском составе работавшего в ней контингента добровольцев, но в прессе и даже в официальных документах она нередко фигурировала под названием «Американская колония».
Колонисты вместе с Советской властью стремились сделать из АИК самостоятельную промышленную единицу на территории Кузнецкого бассейна. Более того, АИК претендовал на право считать себя «образцовым предприятием», на которое должны будут равняться остальные.
Сменивший Рутгерса на посту руководителя АИК русский инженер Коробкин настроил против себя всю иностранную колонию, что привело к её постепенной ликвидации.
Остались данные, что «АИК Кузбасс» за время своего существования реконструировала ряд шахт, построила и пустила в производство первый в России химический завод по переработке кокса, организовала передовую сельскохозяйственную ферму. При АИК массово электрифицировались деревни и села в Кемеровском районе, строились благоустроенные районы в городах Кузбасса.
Договор с АИК был расторгнут 28 декабря 1926 года. Официальная история говорит, что подобные индустриальные колонии оправдали себя только в восстановительный период с его ограниченными размерами производства. Когда началась социалистическая индустриализация, резко усилились темпы развития, расширились масштабы промышленности, АИК уже не могла сохранять эффективность в рамках своей организации.
Начиная уже с 1923 года иностранные специалисты, в частности, американцы, стали подвергаться арестам и репрессиям, некоторые были расстреляны в 1930-х годах. Часть американцев вернулась в США.
К 1926 году в России осталось не более 10 колонистов, которые вскоре разъехались по другим городам страны. Один из руководителей АИК — потомственный рабочий завода Форда в Детройте и первый избранный мэр американского поселка в Кузбассе Джон Тучельский после ликвидации АИК (1927) перешел на Горьковский автозавод и в 1938 году был репрессирован. В советских энциклопедических справочниках никаких упоминаний об АИК и её заметном вкладе в промышленное развитие Сибири не содержится совсем.
Однако — как же были привлечены в молодую Советскую республику не люди, а реальные и самые современные и передовые станки, технологии и специалисты — для развития национальной промышленности?
Следы американских специалистов (затертые) на территории молодого СССР в 1920-30 годы благодаря американским репатриантам, все-таки, остались.
Но следы немецкой или австрийской индустриальной экспансии — после Второй мировой войны — сохраниться уже не могли. За подобные связи (даже по линии Коминтерна) репрессировали в 1937-38. Следы влияния немецких и австрийских технических специалистов — прослеживаются едва ли не на всех уральских заводах. (Хотя на нашем заводе их называют "польскими"). Но откуда бы иначе взялось техническое перевооружение местных заводов?
Не НКВД же обучал инженеров, лил сталь и организовывал работу на станках? Махать шашками, стрелять из револьвера - и строить станки и заводы... немного разные навыки...