Мировоззренческий конфликт или бытовая склока?
avderin — 18.02.2024 Первый раз я читал «Мастера и Маргариту» Булгакова где-то в середине 1970-х, в разгар брежневского застоя. И уже тогда меня покоробило видное даже без научных комментариев и отсылов мстительное злобствование автора над своими «недругами и злопыхателями». Было совершенно очевидно, что те герои, которым мстит превратившаяся в ведьму Маргарита, имели вполне узнаваемых для современников прототипов. В философский характер книги это всё вносило атмосферу коммунальной кухни. И пакостническая, уровня коммуналки, месть женщины: побила, поломала вещи, залила жильцов нижних квартир (они-то тут при чём?!)…Обругавший Мастера критик Латунский изображён в книге чуть ли не концентрированным выражением мирового зла. Хотя понятно, что этот Латунский не решал абсолютно ничего. Не он определял, что надо печатать, а что – нет. Ему велели куснуть – он куснул. Велели бы лизнуть сапог – лизнул бы сапог. Советские литераторы и даже высшие литературные чиновники безропотно выполняли указания людей, к литературе никакого отношения не имевших. И сводить проблемы Мастера к чьему-то личному недоброжелательству – к критикам и редакторам… Когда речь идёт о системе…
Вы скажете, что систему ругать было нельзя… Но рядом с Булгаковым работали Тынянов и Шварц. И они находили слова, чтобы говорить о системе, а не о каких-то её ничтожных стрелочниках. Собственно, вся эта свора массолитовских приспособленцев и конъюнктурщиков, изображение собравшихся вокруг корыта угодников и прихлебателей – это тоже портрет той системы. А усугублять эту разоблачительную картинку коммунальным сведением счетов с конкретными персонажами… выглядит откровенно глупо и несолидно.
|
</> |