Мирей Дарк – очаровательная звезда французских комедий. Ее лучшие комедии.
vitas1917 — 21.07.2024Мирей Дарк – знаменитая французская актриса, которая была наиболее популярна на родине в 60-70-е годы.
Обычно в русскоязычных статьях о ней речь идет об отношениях Дарк с гражданским мужем Аленом Делоном, их продолжительном романе и уходе Делона от Мирей после ее тяжелой операции на сердце.
Мне не кажется правильным такой подход к рассказу о Мирей Дарк.
Прежде всего, Дарк была актрисой, а с кем она жила и крутила романы – дело десятое. Я в своей статье об этой очаровательной женщине постараюсь минимизировать упоминание об Алене Делоне, хотя этот демон как клещ вцепился в Дарк на целых 15 лет, поэтому выкинуть его из биографии актрисы не получится.
Для современного любителя кино Мирей Дарк представляет интерес как звезда легких французских комедий и комедийных боевиков.
Французская комедия в 20 веке была одной из ведущих в мире, но актрис, которых можно назвать лицом французской комедии, не так уж много. В 60-70-е таких женщин было, по сути, всего две: Анни Жирардо и Мирей Дарк. Жирардо по-настоящему проявит себя на комедийном поприще лишь в 70-е годы, а в 60-е главной звездой французской комедии стала Мирей Дарк.
В послевоенной Франции так сложилось, что комедия была вотчиной мужчин. Ведущими комическими актерами были Фернандель, Бурвиль, Жак Тати… В 60-е годы в их число вошли Луи де Фюнес и чуть позднее – Жан-Поль Бельмондо.
Катрин Денев с сестрой Франсуазой Дорлеак
Если говорить о киноактрисах, то конкуренток у Дарк было немного. В 60-е годы в комедиях иногда появлялась Брижит Бардо, но не часто. Милен Демонжо стала хорошо известна по комедийной трилогии о Фантомасе, но заметных комедий в ее фильмографии тоже раз-два и обчелся. К тому же за юмор в «Фантомасе» отвечал Луи де Фюнес, а не Демонжо. Сестра Катрин Денев - Франсуаза Дорлеак сыграла в ряде популярных комедий в те же годы, но она рано ушла из жизни.
Мирей Эгроз (будущая Дарк) родилась в 1938 году в провинциальном Тулоне и в конце 50-х приехала в Париж «делать карьеру». Из манекенщиц она очень быстро перешла в актрисы, но звездой стала не сразу. Ее первые фильмы появились на экранах в 1960 году, а по-настоящему она заявила о себе только через четыре года в комедиях «Счастливчики» и «Пик-Пик» с Луи де Фюнесом.
кадр из фильма "Счастливчики"
В киноальманахе «Счастливчики» (1963) Дарк и де Фюнес играли в разных новеллах. Мирей снялась в первой, и, пожалуй, именно она запоминается в «Счастливчиках» больше всего.
В роли домработницы, которая выиграла шубу, Дарк выглядела одновременно милой, сексуальной и смешной. Один из персонажей назвал ее «очаровательная кошечка». Это точная характеристика ее образа, в котором она стала переходить из комедии в комедию.
кадр из фильма "Пик-Пик"
В «Пик-Пик» Дарк играла бок о бок с Луи де Фюнесом. Это один из первых фильмов, где Луи предстал в образе «маленького диктатора», который принесет ему успех совсем скоро – в «Жандарме из Сен-Тропе».
«Пик-пик» неплохо прошел в прокате (2,1 млн зрителей), но если бы картине дали более понятное название, то сборы были бы явно больше. У режиссера Жана Жиро получился смешной водевиль, где блистает де Фюнес, но и Дарк в роли его дочери выглядит весьма органично.
В связи с этими фильмами хочу отметить следующее. В русской Википедии указано, что Дарк стала блондинкой на съемках фильма «Галя» (1965). Ничего подобного. Она уже была блондинкой за два года до этого - в «Счастливчиках» и «Пик-Пик».
В 1964 году Мирей появилась сразу в пяти комедиях! Три из них хорошо прошли в прокате: в фильме «Игра в ящик» Жоржа Лотнера она вновь снималась с Луи де Фюнесом (и по сюжету постоянно била его по голове, что выглядело очень смешно), в следующем проекте Лотнера «Барбузы – секретные агенты» - с Лино Вентура, Б.Блие и Ф.Бланшем, в «Месье» – с Жаном Габеном.
Милая и смешная. Мирей в "Игре в ящик" с М.Серро и М.Биро
«Игра в ящик» - не самая удачная комедия Луи де Фюнеса, но Дарк там очень забавная.
Она нисколько не уступает своим партнерам: де Фюнесу, Мишелю Серро (еще один выдающийся комик!) и Морису Биро. В принципе можно посмотреть фильм только ради нее.
Мирей и Лино Вентура (Ну как можно устоять перед такой девушкой? Даже железный Лино еле сдерживается…)
«Барбузы» - одна из лучших французских комедий 60-х. Дарк в ней играет Амаранту - вдову покойного торговца оружием, за патентами которого охотятся несколько шпионов – убийц из разных стран, которые собираются в особняке героини Дарк (их роли исполнили Лино Вентура, Бернар Блие, Франсис Бланш).
Режиссеру удалось снять смешную шпионскую комедию, успешно скрестив юмор с убийствами, взрывами, попытками убийств и драками.
кадр из "Барбузов"
Персонаж Мирей находится в центре всех этих разборок. Пока мужчины пытаются убить друг друга и отбиться от вторжения китайцев, очаровательная героиня Дарк невозмутимо переживает нашествие убийц в свой дом.
Жорж Лотнер с Дарк
«Игра в ящик» и «Барбузы» стали началом длительного сотрудничества Мирей Дарк и режиссера Лотнера, которое будет продолжаться несколько десятилетий. Вместе они сделают 13 фильмов и 1 сериал!
кадр из фильма "Не будем ссориться"
Следующую успешную комедию с Дарк снял тоже Лотнер – в «Не будем ссориться» (1966) Мирей вновь встретилась с Лино Вентура и впервые с Мишелем Константеном, с которым она будет часто работать в начале 70-х.
Роль в этой картине у нее несколько второплановая, поскольку она появляется на экране после середины фильма, но столь же значимая, как и в «Барбузах».
Мирей в роли Гали
В 1966 году Дарк снялась еще в одном фильме Жоржа Лотнера – драме «Галя» про неудачную любовь современной француженки. С учетом отсутствия в картине других известных актеров, «Галя» очень неплохо прошла в прокате (1,2 млн зрителя), что, вероятно, и повлекло смену траектории карьеры Мирей.
На следующие несколько лет она забрасывает комедийный жанр и снимается то в драмах, то криминальных фильмах, но успеха смена амплуа ей не принесла.
мечтающая героиня Мирей в "Большом кузнечике"
В конце 60-х почти все ее фильмы проваливались в прокате, и лишь криминальная мелодрама «Большой кузнечик» (1967) Ж.Лотнера и «Джефф» (1969) Жана Эрмана собрали в кинотеатрах около 1 млн зрителей.
Проблема «Большого кузнечика» («Большая саранча» - на Кинопоиске) в том, что в этом кино мало событий. Кузнечиком называли героиню Дарк, которая повстречалась одному грабителю (Х.Крюгер), который собирался совершить очередной налет. Он долго выбирал между деньгами и Кузнечиком, сделав в итоге правильный выбор…
Сальвадор Дали, Мирей и Ален
В самом конце 60-х Мирей встретила Алена Делона, с которым они не только стали жить вместе, но и сниматься в одной картине за другой.
Их совместные фильмы тоже успехом не пользовались: если к криминальной драме «Джефф» публика проявила сдержанный интерес, то «Мэдли» (1970) про придурковатую парочку публику совсем не заинтересовал.
Делон и Дарк в фильме "Мэдли"
Людей больше интересовала личная жизнь Алена Делона (в то время как раз разгорелся скандал с убийством его телохранителя и Ален был в числе главных подозреваемых по этому делу), а также крутые боевики, в которых он играл в тот период (вроде «Борсалино»).
в роли телеведущей в комедии «Она не пьет, не курит, не клеит парней, но она болтает!» (1970)
К счастью для Мирей, ее черная полоса вскоре сменилась белой. Ее лучший период в карьере пришелся на первую половину 70-х (1970-1974 гг.). Она вновь вернулась к комедийным ролям, которые шли ей больше всего.
За 5 лет вышло 9 комедийных фильмов с участием Дарк, в том числе «Возвращение надоедливой букашки» (1971), «Пусть звучит этот вальс» (1971), «Жил-был полицейский» (1972), «Высокий блондин в черном ботинке» (1972), «Дипломатический багаж» (1973), «Возвращение высокого блондина» (1974). Эти фильмы разного уровня, но все из них можно смотреть и сегодня.
кадр из фильма "Жил-был полицейский"
Из комедий Дарк этого периода попали в советский прокат сразу несколько: помимо обоих «Блондинов», в СССР показали «Жил-был полицейский». Когда Мирей играла в этих фильмах, то ей было уже за тридцать и наше восприятие этой актрисы оказалось несколько иным, чем у французов, которые познакомились с совсем молоденькой Дарк. В 70-е она уже не была такой бесшабашно веселой, как в некоторых ее ранних комедиях.
«Жил-был полицейский» мог бы стать идеальным комедийным боевиком, если бы режиссер Лотнер взял на главную роль полицейского Жан-Поля Бельмондо, а не Мишеля Константена (настоящее имя - Константин Хохлов).
Мишель Константен
Константен совершенно не подходил на роли главных героев. Он хорошо смотрелся в ролях бандитов и других сомнительных типов (к примеру, он пришелся ко двору в роли дружка Лино Вентура в «Не будем ссориться»), но если Жорж Лотнер полюбил какого-то актера, то начинал его снимать в одном фильме за другим, что не всегда шло кино на пользу.
"шпионка" в "Высоком блондине в черном ботинке"
Мирей Дарк в комедиях первой половины 70-х играла не просто очаровательную блондинку, а разных героинь: в «Возвращение надоедливой букашки» она предстала в образе безмозглой танцовщицы («девушки в бикини»), в «Жил-был полицейский» ее героиня - мать-одиночка, которая подыскивает сыну хорошего отца; в «Блондинах» она – секретный агент, которая влюбляется в объект разработки, в «Дипломатическом багаже» - объект желаний всех героев фильма…
Из комедий Дарк 70-х годов, которые не показывали в СССР, можно посмотреть несколько.
"Она не пьет, не курит, не клеит парней, но она болтает!"
Весьма забавен фильм с ужасным названием «Она не пьет, не курит, не клеит парней, но она болтает!» (1970) Мишеля Одиара (который больше известен как сценарист), в которой сюжет так себе, зато хороши актеры – Бернар Блие, Анни Жирардо и Дарк.
Эта картина о шантаже и шантажистах очень неплохо прошла в прокате Франции (2 млн зрителей).
«Возвращение надоедливой букашки»
«Возвращение надоедливой букашки» (1971) основано на известном юмористическом романе Ч.Вильямса «Бриллиантовое бикини» (ума не приложу, почему французы не назвали фильм точно так же?).
В этом веселом кино приятно посмотреть не только на Дарк, которая, мягко говоря, снималась не совсем одетой, но и на Лино Вентура в роли дяди Сагамора.
Микро-роль Делона в "Жил-был полицейский". Спиной к зрителю стоит М.Дарк.
Нельзя не упомянуть, что на пару-тройку секунд в фильме появился Ален Делон. Подобный микроэпизод с ним советские зрители могли увидеть в «Жил-был полицейский». Таких ролей без упоминания в титрах на счету Делона немало: он любил, заехав к другу или подруге на съемки фильма, отметиться в каком-нибудь эпизоде. Просто для прикола.
«Дипломатический багаж»
«Дипломатический багаж» - смешной боевик Жоржа Лотнера, в котором Мишель Константен исполнил одну из главных ролей, что является главным недостатком этой шпионской комедии. Те, кого не смущают густые брови Мишеля – могут смело смотреть «Багаж». Скучно вам не будет.
Дарк в "фирменном" платье из "Выского блондина".
До своего сорокалетия Мирей активно снималась в кино, хотя во второй половине 70-х годов удачных ролей на ее счету уже не было. В конце десятилетия ее профессиональная актерская карьера по факту завершилась по состоянию здоровья.
У нее с детства были проблемы с сердцем, которые к концу 70-х усугубились.
В 1980 году Дарк перенесла тяжелую операцию на открытом сердце. Делон активно помогал в ее лечении и восстановлении, но в июне 1983 года все-таки ушел от 45-летней Мирей к очередной любовнице. Через несколько недель она попала в тяжелейшую автоаварию, после чего с трудом выкарабкалась.
Слева - Мирей Дарк, на тот момент гражданская жена Делона, рядом с ним - сын Энтони, справа от Алена - любовница Анн Парийо, слева - бывшая невеста Роми Шнайдер. 1981 год.
Поскольку эти события произошли одно за другим, то Делон оказался невольным виновником этой аварии в общественном мнении, хотя, разумеется, никакой его вины в этом происшествии не было. Пока Дарк восстанавливалась, Ален был рядом, но в итоге они все равно расстались.
К счастью, хоть и не сразу, но Мирей наладила свою личную жизнь и прожила очень долго, несмотря на свое больное сердце (она умерла в 79 лет от очередной операции).
Периодически Дарк появлялась в кино и сериалах, но основным ее увлечением стали съемки документальных фильмов, посвященных социальным проблемам.
В дальнейшем она поработала и с «изменщиком» Делоном, с которым они сыграли вместе в сериале, спектакле и телевизионном фильме.
В конце статьи я перечислю лучшие комедии Мирей Дарк, которые стоит посмотреть (получилось ровно десять):
«Счастливчики» (1963, киноальманах)
«Пик-Пик» (1963) Жана Жиро
«Игра в ящик» (1964) Жоржа Лотнера
«Барбузы – секретные агенты» (1964) Жоржа Лотнера
«Не будем ссориться» (1966) Жоржа Лотнера
«Она не пьет, не курит, не клеит парней, но она болтает!» (1970) Мишеля Одиара
«Возвращение надоедливой букашки» (1971) Жерара Пиреса
«Жил-был полицейский» (1972) Жоржа Лотнера
«Высокий блондин в черном ботинке» (1972) Ива Робера
«Дипломатический багаж» (1973) Жоржа Лотнера