Минутка офигительных историй про эффективность и мотивацию

Наша тема сегодня: KPI — ключевые показатели эффективности. И оценивать мы будем не предприятие и подразделения, а персонал. И наша конечная цель — настройка системы мотивации, удовлетворяющей как владельцев бизнеса, так и максимально стимулирующей сотрудников эффективно трудиться. Теория говорит, что KPI нельзя применять для системы мотивации персонала (лишь для оценки), но у меня, как всегда, всё наоборот же. Ещё раз, оговорюсь, тема огромная, и совершенно ясно, что одним постом не отделаться. Но хотя бы начнём сегодня с общих размышлений и баек. Настало время офигительных историй, так сказать.
У блогера Алекса Экслера

Первая бумажка посвящена показателям раскрываемости. Это, как наверняка всем известно, отношение раскрытых преступлений к зарегистрированным. KPI номер раз, которое запросто подкручивается в «правильную сторону» снижением знаменателя этой дроби. И чтобы милиционерам жизнь сладкой не казалась, второй KPI требует постоянно повышать цифру в знаменателе. Сколько квартирных краж произошло в июне? 100. Сколько в июле? 90.
Начальство хмурит брови и требует увеличить показатель. Мои знакомые милиционеры любят шутить, что скоро им самим придётся выходить домушничать, а потом самим себя выслеживать и наказывать. И KPI 100%, и рост показателей, и премия. Но проблема остаётся — на следующий месяц показатели должны быть увеличены. Вот так обсудили, пошутили и смахнули скупую мужскую слезу. Система очевидным образом не отражает реальные показатели, а другой и нет. Не придумали.
Продолжаем про KPI. Несколько месяцев назад в моей компании проходила масштабная проверка Трудовой инспекцией. Мы были предупреждены честь по чести, поэтому в ожидании инспекторов вылизали шершавым языком все вопросы и документацию насколько это было возможно. Считали, что яйца у кота блестят тусклее. Но нет. Сейчас внимательно отнеситесь к тому, что я расскажу.
Инспектора посидели недельку, перевернули вверх дном всю интересующую их документацию и... ну понятное дело, ничего не нашли. А KPI? На нуль делить нельзя — премия сгорит, государство-работодатель не оценит эффективность, а ещё хуже — заподозрит в коррупционном сговоре! Поэтому, следите внимательно за руками и наблюдайте как делается фокус-чпокус.
В ТК РФ, производных документах и нормативных актах постоянно встречается слово «комиссия». Что это такое? Согласны со мной, что комиссия не может состоять из одного человека, а должна состоять, минимум, из двух? Не факт, но. Глубоко-глубоко (это мы потом с инспекторами рылись, когда я залупился) в каких-то подзаконных актах или распоряжениях (простите, сейчас уже не найду) зарыта цифра ТРИ. В единственном месте мы её всё-таки нашли вместе с инспекторами. Она реально существует. Комиссия — знайте теперь — это ТРИ человека. И, кажется вам, нет ничего проще, чем найти в своей компании трёх человек и собрать три подписи. И у меня были эти три подписи на ВСЕХ документах, заверение которых требовало участия «Комиссии». Победа? Нет. Фокус сложнее.
В любой организации должен быть человек, имеющий аттестацию как специалист по охране труда (директор, зам, руководитель отдела кадров). Корочка получается несложно: короткие курсы, экзамены и пожалуйста — оплатите счёт тысяч на двадцать (цифра неточная). И у меня в организации были такие корочки у одного из сотрудников. Здорово? Отлично. Закон не попран? Победа? А теперь вернёмся к предыдущему абзацу и вспомним про волшебную цифру «ТРИ». Поняли фокус-покус? Ну вот. )))))
И KPI, разработанный государством и применённый им к своим сотрудникам, снова растёт! И, вероятно, премии.
Вернёмся в бизнес. Для своих продажников мы разработали кучу разных KPI. Щас даже посчитаю их все... Девять расчётных показателей, не считая «ручные» бонусы и штрафы. Я считаю, что наша система даже перегружена, несколько запутана, но зато результирующие показатели (прямо в рублях) прозрачны, а их изменения видны каждому сотруднику каждый день. Для этого достаточно нажать одну кнопку.
Я не буду сейчас подробно останавливаться на нашей системе, однако, если возникнет интерес... потом расскажу. У нашей системы есть один жирный и неоспоримый плюс — текучку кадров она устраивает сама, и текучка эта происходит — наверное уже догадались — среди самых слабых сотрудников. Таким образом, весь ворох цифр, которые мы напридумывали считать, ведёт к положительной селекции — сильные довольны, со слабыми прощаемся в автоматическом режиме (они прощаются с нами).
Чем отличается наша система от системы, описанной в сегодняшних байках про госструктуры? Она основана на сравнении не абслютных показателей компании (сотрудника) период/период, а на показателях сотрудник/сотрудник за равный промежуток времени, выстраивая весь персонал отдела продаж в общий рейтинг и сравнивая их друг с другом. Если один мой продавец раскрыл 10 преступлений с ущербом в 100 000 рублей, а его коллега 20 с общим ущербом в 100 000 рублей — их заработная плата с премией окажутся практически равными. Ну, надеюсь, вы поняли, что это я в переносном смысле. ))) Далее следует сложный замес с формулами и расчётами. Помните, я ещё в самом начале сегодняшнего поста рассказывал, что постоянно приходится адаптировать формулу под окружающие обстоятельства? Да, это приходится делать, но пока я продолжаю пребывать в уверенности, что моя система лучше, чем государственная.
А теперь разрешите мне откланяться. На все вопросы (почти))) готов ответить в камментах. И там видно будет о чём вам в следующий раз рассказывать по этой теме. И надо ли вообще.