Минус пятьдесят копеек.

топ 100 блогов pycckuu_monopuk26.02.2016 Недавно один автор затронул достаточно глубокую тему отношения к смерти, особенно детской, в "Русской Индии":
Моя оценка -человека, живущего сто лет спустя от указанных событий, основана на нынешних законах морали и уголовного кодекса. Оценивать же события прошлого с точки зрения настоящего в корне не верно. Антиисторично. Всё дело в том, что такое отношение к собственным детям, легко допускающим их убийство, в крестьянской среде дореволюционной России было нормой, а не исключением или преступлением, как кажется современным людям.
Откуда такое отношение? Всё дело в том, что в дореволюционной, богоспасаемой России, которую нам сейчас рисуют розовыми, благолепными красками, жизнь человека имела совершено иную ценность, чем представляется нам...


Автор в общем и целом прав (с большой поправкой на регион - см., к примеру, старообрядческую дилогию Мельникова, как жили крестьяне "на горах" и "в лесах"; ср. также быт и способ хозяйствования в различных казачьих областях), статья получилась довольно занимательная, как и комментарии к ней...

По данной теме хочется заметить еще вот, что: "легкое" отношение к земной жизни (рождению в- и уходу из нее) характерно, в принципе, для любого традиционного общества. "Жизнь" эта обыкновенно имеет выражение в денежном эквиваленте (что, безусловно, "шокирует" наших современников, детей эпохи модерна и постиндустриального общества). Такой, например, образчик: Леонтий Никитин 40 лет, по оценке 30 р. У него жена Марина Степанова 25 лет, по оценке 10 рублей. Ефим Осипов 23 лет, по оценке 40 р. У него жена Марина Дементьева 30 лет, по оценке 8 рублей. У них дети - сын Гурьян 4 лет, 5 рублей, дочери девки Василиса 9 лет, по оценке 3 р., Матрена одного году, по оценке 50 к. Федор 20 лет по оценке 45 руб. Кузьма, холост, 17 лет, по оценке 36 рублей... (весь список).

В особенности, что касается "Русской Индии", то такое положение вещей, в том или ином виде, отрефлексировано и зафиксировано в "Великой Русской Литературе" 19-го-начала 20-го века, Коллективным Русским европейцем (Радищевым, Пушкиным, Тургеневым, Достоевским, Толстым, Чеховым...).
"Европеец" этот также зафиксировал, около ста лет назад, что "индийцев" - более 80% от общего числа народонаселения и что из них 80% - совершенная "темнота": неграмотные, подверженные самым разнообразным суевериям (с чем властям удалось, по большому счету, справиться лишь в послевоенное время) люди. Вот, к примеру, еще одно наблюдение:

По мере того как ускорялся темп коллективизации и росла напряженность, слухи наводняли деревню. Говорили, что близится день Страшного Суда, что на земле уже появились посланцы Антихриста, что с неба упала книга, в которой крестьянам запрещается вступать в колхозы. Когда в один сельский район под Псковом прибыл для проведения коллективизации отряд рабочих, протестанты возвестили, что это явился Антихрист, чтобы «насаждать дьявольские гнезда» и «ставить дьявольские клейма» на крестьян. В Западной области коллективизаторы прослыли посланцами Антихриста, которые «обещают лучшую жизнь и записывают в пекло».
Технологический аспект коллективизации вызывал массу комментариев. Крестьяне, как правило, с подозрением относились к новым технологиям: на Украине осенью 1929 г. появление первых тракторов порой встречали со злобой. Подозрения выливались в самые разные формы, как архаические, так и вполне современные. По одним слухам, относящимся к архаическому типу, аббревиатура МТС расшифровывалась так: «Мир топит сатана. Не ходи в колхозы»...
. Ссылка.

Конечно, с тех пор слишком многое изменилось в плане образования и воспитания, науки и техники... но, самое главное, казавшийся когда-то неисчерпаемым ресурс "Русской Индии" (количественный и качественный) сегодня практически "на нуле". Плюс ко всему - кризис идентичности: оставшееся пассивное большинство - уже не совсем индийцы, но и не совершенные европейцы, а, скорее, - какие-то странные "индо-европейцы". В то же самое время, начинает просматриваться некий горизонт, "где" мир постиндустриала и постмодерна смыкается (лента мебиуса?) с миром премодерна.

АРХАИКА СНОВА наступает нам на пятки! Но это уже не та архаика, а гораздо более страшная, если кто понимает, о чем идет речь. В которой ценность человеческой жизни - величина уже даже не "бесконечно малая", а отрицательная (да, это тот самый "трансгуманизм", друзья). Две девочки из простонародья - 200 тысяч рублей; две старушки - минус миллион!

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
всем жаренной картошки с грибами, бутербродов из чёрного хлеба с сыром "филадельфия" и красной рыбой, и запивать это всё холодным белым хугарденом нефильтрованным, как у меня щаз... ) я, конечно, понимаю, что здесь все как один ...
Как известно, любая серьёзная война опрокидывает представления генералов о том, какой она будет. Генералитет всегда готовится к уже прошедшей войне. Такие же вооружения, тактика и стратегия, как были в прошлую войну, но улучшенные, модифицированные с учётом уже накопленного опыта и на б ...
...
Возможно, я какая-то ненормальная, но признания в любви меня совсем не радуют. ...
Все. Я почти собралась. Пошла вытаскивать последнюю партию хрунья из сушилки. А в это время позвонил телефон. Корзинка с бельем выскочила из рук. На ногу.  Тяжелая корзинка была. Полная хрунья. Звёзды московского кремля играли всеми цветами ...