Михаил Меньшиков: "Все интеллигенты - философы"
philologist — 19.08.2021 Меньшиков М.О. Письма к ближним: Полное собрание в 16 тт. Т. 3. 1904. / Сост., ред. Д.В. Жаворонков. – СПб.: Машина времени, 2021. – 930 с., илл. – (Незнакомая Империя).Получил третий том публицистики дореволюционного правого журналиста Михаила Меньшикова, расстрелянного в сентябре 1918 года под Валдаем. Всего в серии "Письма к ближним" должно выйти 16 томов, пока что вышло три. Третий том охватывает заметки 1904 года, читать их очень интересно. Можно не соглашаться с автором в ряде оценок, но его рассуждения и зарисовки дают широкую картину общественной жизни того времени, причем многие проблемы 115-летней давности актуальны и по сей день. Приведу небольшой фрагмент из меньшиковских очерков, посвященный русской интеллигенции:
"Весьма возможно, что есть натуры до такой степени от природы уравновешенные, что, подобно лилиям и мотылькам, выполняют безотчётно свой органический закон, без опоздания, без задержки. Они не делают ложных шагов, они тянутся к норме жизни и создают сами собою ту "золотую середину", которая по-видимому есть наилучший порядок для людей средних. Я думаю, что люди этого типа ни при каком образовании не делаются "интеллигентами". Они могут быть профессорами и академиками, но собственно интеллект у них спит, как гусеница в коконе. "Интеллектом" здесь я называю, не придерживаясь точности, не ум, развитый знанием, не талант, а то своеобразное состояние, которое отличает так называемую интеллигенцию от остального общества.
"Интеллигентность" - это взволнованное состояние ума иногда небольшого, часто невежественного, но разбуженного, беспокойного. Иной сенатор или профессор совершенно спокойно глядит на мир Божий, они довольны его устройством, они наслаждаются чувством бытия, как оно есть, как растения, звери, дети, художники. Зато иной недоучившийся семинарист, фельдшер, акушерка (как иной учёный или генерал) - они полны тревоги и недовольства, совершенно безотчётного. "Великое святое беспокойство", забота о народе, о человечестве, о мире, о Боге - да, - забота о самом Творце, о Его правах и обязанностях, вечная тревога обо всём, кроме своего незамечаемого личного счастья - вот основная черта "интеллигента".
Действительное ему кажется, как буддисту, каким-то обманом, майей, во всяком случае чем-то таким, что существует незаконно. Хотя нет былинки, которая не была бы утверждена в природе иначе как с закономерностью самой тверди, интеллигенту кажется, что должно существовать не существующее, а должное, т.е. некая фикция, которую он, отстаивая от своих "врагов", таких же худо кормленных и плохо одетых интеллигентов, считает единственной истинной, непогрешимой.
Кто-то определил человека как зверя, который требует пересмотра законов Бога. Это определение подходит ко всем людям, а именно к так называемому "интеллигенту". Одержимый "рефлексией", как каким-то беспокойным демоном, интеллигент вечно раздумывает, размышляет, сомневается, отрицает, вновь строит, вновь отчаивается, ищет. Если он человек гениальный, это страдалец вроде Байрона или Лермонтова; если это тёмный крестьянин, из него выходит сектант, вероучитель.
Читали ли вы удивительное сочинение крестьянина Бондарёва "Трудолюбие или торжество земледельца": Вот пример проснувшегося первобытного ума, беспокойного, неукротимого, доходящего, рядом с наивностями, до глубоких философских проблем. Бондарёв прирожденный философ, как и все интеллигенты - философы, как вообще проснувшийся ум есть ум философский. Это и преимущество, и недостаток, смотря по точке зрения. Гамлет философствует, когда нужно бы было действовать. Рефлексия понижает силу волю, парализует ее, с этой стороны Дон Кихот выше Гамлета. Не от какой иной, а именно от этой причины наша интеллигенция так безвольна".
Подписывайтесь на мой телеграм-канал: https://t.me/podosokorsky
|
</> |