Мифотворчество
el_murid — 17.04.2016Я закончил очень большой текст, который в качестве составной части с опубликованным ранее (но уже серьезно отредактированным "Православным джихадом") будет частью общей книги о Донбасском восстании. Ниже что-то вроде предисловия к этому тексту.
Идет третий год с начала событий восстания на Юго-Востоке Украины. Два прошедших года создали вокруг этих событий виртуальную реальность, которая чем дальше, тем меньше совпадает с настоящей. Созданы целые смысловые блоки, которые сегодня воспринимаются сами по себе, живут своей жизнью и никого уже не беспокоит - а правда ли то, о чем они повествуют. История восстания с самого начала имеет настолько грязный подтекст, что причастные к этой грязи прямо заинтересованы в создании мифов - естественно, рисующих картину в выгодном мифотворцам свете.
Нужно учесть, что даже непосредственные участники происходящего не слишком-то проливают свет на события - хотя здесь есть смысл понимать специфику: находясь внутри, человек может очень подробно расписать происходящее вокруг него, но что происходит буквально в ста метрах, он знает исключительно с чужих слов, а потому ценность его свидетельств падает пропорционально расстоянию. Наконец, на любой войне информация играет определяющую роль, и то, что известно бойцам и командирам, может отличаться прямо противоположным образом.
Тем не менее, разбираться в произошедшем нужно. Победи восстание - возможно, что интерес к этим событиям был бы больше умозрительным, однако поражение делает необходимым изучение его причин. Необходимым хотя бы для того, чтобы извлечь уроки из них. Пять лет назад началась Арабская весна, и уже тогда было понятно, что мы не сможем остаться в стороне. С каждым годом военные действия приближались к нашим границам, вначале они были где-то за тысячи километров от нас, затем подошли менее чем на тысячу километров, а начиная с 13 года Россия прямо вошла в военный период. Не нужно иллюзий - российские границы не станут преградой войне, которая уже стучится к нам. Собственно, уже поэтому нужно изучать опыт этой войны, особенно если понимать, что российская власть будет первой, кто рухнет, когда события перехлестнут на нашу территорию. Спасать страну придется обычному простому народу - причем с высокой вероятностью не вместе с властью, а вопреки ей. По украинским событиям уже понятно - предательством русских Юго-Востока кремлевский режим не ограничится. Дна у предательства не существует.
Однако прежде чем перейти к ошибкам и просчетам восставших, считаю нужным еще раз вернуться к главному, пожалуй, мифу, который создан людьми и силами, прямо причастными к поражению восстания, к предательству миллионов русских людей, тех, кто несет прямую ответственность наравне с киевскими "партнерами" и "лучшим выбором украинского народа" за гибель тысяч и тысяч людей на всем Юго-Востоке Украины. Мифу о "бегстве Стрелкова из Славянска". Мифов на самом деле гораздо больше - и наверное, нужно будет отдельно разобрать ложь каждого из них, однако 5 июля стоит особняком - наравне с 12 апреля, когда все началось.
Славянская эпопея входит частично в список ошибок и просчетов восставших - и к ним я вернусь ниже. Но что точно является наглой и подлой ложью - это как раз миф о "бегстве". Цинизм происходящего заключается в том, что за созданием заказа на этот миф как раз стоят те, кто сделал все возможное для того, чтобы Славянск стал мышеловкой, те, для кого гибель Славянской бригады и группы Стрелкова, пришедшей 12 апреля в город, была не просто желательной, а крайне необходимой. В том числе, чтобы навсегда ликвидировать тех, кто может в будущем свидетельствовать о предательстве и преступлении против соотечественников, которых наш президент так пламенно поклялся защитить. Но, как всегда с ним случается, солгал. Эту ложь и нужно было прикрывать, ну не может же наш президент настолько нагло врать. Раз не получилось прямо - пришлось действовать сложным и трудным, затратным путем через создание упомянутого мифа.
Пожалуй, то, что Стрелков еще жив (в отличие от десятков других командиров ополчения, истребленных в процессе "ликвидации махновщины"), говорит о том, что заказчики мифа сочли его созданным в удовлетворительном качестве, а потому живой Стрелков будет более выгодно оттенять "правдивость" версии, и главное - служить отвлечением от настоящих врагов. Что, собственно, и происходит - любая попытка разобраться в причинах предательства русских людей немедленно вызывает вой - "А кто сбежал из Славянска?" - хотя на самом деле никакого отношения любой ответ на этот вопрос к настоящим виновникам геноцида русских Донбасса не имеет вообще. Но - прием избитый, примитивный и главное - действующий. А потому живой Стрелков выгоднее неживого. Голый расчет, никакого гуманизма или боязни. Что им Стрелков - они миллионы людей сдали на убой карателям и помогают последним в их нелегком труде. Что им один человек?
При этом ложь о "бегстве" держится на обычной демагогии и бесконечном повторении ничем не подкрепленных и фактически бездоказательных утверждений. В качестве основных аргументов предлагается набор эмоциональных и совершенно бессодержательных штампов типа "белогвардеец", "власовец", "психологически неустойчивый", "бездарный", "сбежал" и так далее - весь классический набор демагогических приемов, когда внимание аудитории переключается на обсуждение не относящихся к делу обстоятельств, а фактическа сторона вопроса наоборот - всячески уводится в сторону.
Если же спокойно и внимательно оценить оперативную обстановку мая-июня (и в особенности второй половины июня) 2014 года, решение о выходе Славянской бригады напрашивается просто ввиду его безальтернативности.
Нужно взглянуть на карты тех дней. Карты, конечно, не оперативные, во многих деталях крайне противоречивые и неточные. Будучи в Донецке и приходя ежедневно в кабинет Стрелкова, я наблюдал огромную - во всю стену - карту оперативной обстановки, и уже поэтому могу говорить о неточностях и недочетах карт, которые публиковались на различных ресурсах. Тем не менее, в общих чертах обстановку тех дней эти карты передают вполне достоверно.
Пожалуй, достаточно оценить две карты обстановки с промежутком в три недели - середины июня - начала июля 2014 года:
Замысел украинского командования виден в динамике - отсечение территории восстания от границы и ее оперативное окружение с последующим расчленением и уничтожением ополчения по частям. К середине июня сам Славянск находился в тактическом окружениии, в начале июля после прекращения объявленного в конце июня перемирия уже и Луганск попал в тактическое окружение:
Боевые действия шли вдоль последних буквально десяти-пятнадцати километров границы, которые еще контролировались ополчением возле Изварино. Каратели в упор расстреливали колонны беженцев, пытавшиеся выйти в Россию через этот последний погранпереход. Даже в конце июля мы натыкались на сожженные тогда колонны гражданских машин и автобусов на обочинах, а местами рядом с ними были и наспех прикопанные жертвы этих расстрелов - просто некому и некогда было выполнять все положеные процедуры.
Нужно отметить, что буквально недавно ровно такую же логику пытались применить сирийцы, ведя наступательные действия вдоль сирийско-турецкой границы в Латакии, пытаясь перехватить ее на всем протяжении до курдского анклава Африн:
Им не удалось реализовать замысел, почему - в данном контексте неважно, важно лишь то, что примерно схожие задачи потребовали аналогичные друг другу решения.
"Сидение" в Славянске в политическом смысле потеряло смысл уже в середине мая - об этом ниже, но к концу июня, когда шли бои за последние километры границы с Россией, военное значение окруженного гарнизона Славянска было равно нулю. Оставшись в Славянске до конца, Стрелков лишь оказывал неоценимую услугу киевскому командованию - ополчение покорно оставалось на своих местах, окончательно утратив инициативу и дожидаясь, когда именно и до какого отряда дойдет очередь.
Героическая гибель 2-тысячного отряда ополчения в Славянске никак не меняла общей картины происходящего - до окончательного отсечения территории восстания от границы к 5 июля оставалась от силы неделя - дней десять. К 15 июля при самых неблагоприятных для карателей обстоятельствах они замыкали кольцо оперативного окружения и брали под плотный контроль границу с "партнерами". После чего следовал окончательный разгром лишившегося снабжения людьми и ресурсами ополчения - вначале в Луганске, затем в районе Дебальцево-Снежное, а затем и в Донецке.
Два наиболее боеспособных на тот момент гарнизона - в Славянске и Горловке - никак не мешали и не могли помешать дальнейшему развитию событий. Им оставалось ждать, когда дойдет очередь до них. Партнерам в Кремле можно было умывать руки - ключевые положения Минских договоренностей к августу 14 года по факту выполнялись. Стоит отметить, что Порошенко, давая обещание завершить АТО к 24 августа и провести Парад Победы, был весьма близок к его выполнению. Никаких причин для того, чтобы не завершить карательную операцию к августу, не существовало - скорее, был даже солидный запас в две недели-месяц. Динамика событий июня-июля 2014 года была такова, что к концу июля военный разгром ополчения был неизбежен при всех вариантах. Кроме одного - выхода Стрелкова из Славянска. Такого не ожидал никто, и именно выход дал восставшим еще один шанс на призрачную - но все-таки победу или хотя бы ничью.
Выход Стрелкова из Славянска стал настолько неожиданным - причем неприятно неожиданным - для всех "партнеров" - в Киеве и Москве - что все их предыдущие планы пошли прахом. С этого момента фактически Стрелков был поставлен перед необходимостью войны на два фронта - один фронт был "горячим", второй - "холодным", но это были именно фронты и враги. Психологическая неготовность восставших и самого Стрелкова воспринимать российское руководство как прямых врагов восстания (хотя Кремль продемонстрировал все уже в мае 2014, причем особенно и не скрывая ничего), и привела к цепи ошибок и просчетов, которые в конечном итоге фатально отразились на ходе и характере восстания русского народа Юго-Востока Украины, окончательно переведя его в формат олигархической борьбы руками полностью подконтрольных олигархам России и Украины частных наемных армий. Во что верили и верят бойцы этих армий - не имело и не имеет никакого значения. Важно лишь то, что теперь они полностью подчиняются своим нанимателям, а потому - выполняют их волю.
|
</> |