Миф о том что советский генштаб ошибся в направлении основного удара | Военная история

Речь пойдет о знаменитом, а с точки зрения битых немецких генералов роковом, выборе направления удара летом 41-го: на Москву или на Киев.
Считается что считать главным направлением удара противника—юго-западное направлекние приказал Сталин….Мерецков и Жуков отмечали это в своих воспоминаниях.
Сталинисты в ответ обвиняют их во лжи и считают что это Мерецков с Жуковым перенесли направление главного удара и обвинили в своём провале Сталина.
Есть также мнение что первым идею удара на юг высказал маршал Тимошенко—что отчасти правда,и он добился переноса основных сил на КОВО…Ему имено это и было нужно.
Однако последнее слово было за Сталиным и начальником генштаба.
Сама идея об главном ударе на юг высказывалась ещё до назначения С.Тимошенко наркомом обороны СССР.Этот вопрос обсуждался на заседаниях Политбюро.
Ещё в 1939 году И.Сталин высказал идею того что главный удар может прийтись на юг.Шапошников тем не менее считал что удар придётся по западному напрвлению
И от кого бы эта идея о направлении главного удара в юго-западном направленииоказалось,это направление оказалось….верным.
И.Сталин лично занимался вопросами статегии обороны и вооружений и логично предположить что он дал установку считать это направление верным
Но обо всём по порядку.
МНЕНИЕ
Два известных писателя-публициста Юрий Мухин и Виктор Резун(Суворов) в унисон обвиняют Жукова в том что он виновник разгрома 1941 года….По их мнению Жуков полная бездарность и к тому же мясник закидывавший трупами противника.
Миф о мяснике давно уже развеян—есть достаточно много документов от Г.Жукова свидетельствующие о том что маршал велел беречь солдат.
Про бездарность—это при кол-ве побед Г.Жукова и отсутствия поражений…..да и к тому же неужели Сталин был настолько тупым что не мог отличить талантливого полководца от бездаря?
А с вопросом о направлении главного удара всё куда сложнее
МУХИН
Вот его большая цитата касательно этого вопроса:
«Но если бы группа армий "Центр" сразу же после разгрома Западного фронта рванулась на Москву, которую в это время практически некому было защищать, то у нее открылся бы южный фланг и неразгромленный еще Юго-Западный фронт Кирпоноса.
И Гитлер выбрал осторожный вариант.
Он остановил наступление на Москву и направил большую часть подвижных войск группы армий "Центр" на Украину, где она совместно с группой "Юг" 12 сентября нанесла удар и окружила четыре армии Юго-Западного фронта. Но потеряла время и силы.
За это время вокруг Москвы были собраны войска и немцы ее взять не смогли. Всю войну этот чисто русский район оставался без оккупации и явился поставщиком всем фронтам оружия и людей. А СССР остался неразделенным.
За это немецкие генералы и ругают Гитлера, считают, что он обязан был рискнуть и броситься на Москву, не беря Киев. Но еще не известно, что было бы хуже для немцев.
Зато понятно, что было бы для немцев лучше. Это если бы Сталин принял совет Жукова отвести войска от Киева уже в июле. Группа армий "Юг" погнала бы, покинувший окопы и Киевский УР, Юго-Западный фронт на восток, громя его своими более подвижными соединениями. А у группы армий "Центр" южный фланг стал бы безопасным, и она рванула бы на Москву.
Но если немецкие генералы обвиняют своего главнокомандующего в спорной нерешительности, приведшей к поражению в войне, то Жуков Сталина в чем обвиняет? В том, что Сталин оказался стратегом и не дал немцам выиграть войну? Не дал Жукову помочь им в этом?
Вернемся, например к описанию им совещания 29 июля 1941 г., на котором Жуков был снят с должности начальника Генштаба (стр. 286-287). Заявив с апломбом, что "исходя из анализа обстановки они (немецкие войска - Ю.М.) могут действовать именно так, а не иначе", Жуков дал анализ обстановки и предложения :
"На московском стратегическом направлении немцы в ближайшие дни не смогут вести наступательную операцию, так как они понесли слишком большие потери. У них нет здесь крупных стратегических резервов для обеспечения правого и левого крыла группы армий "Центр";
- Наиболее слабым и опасным участком наших фронтов является Центральный фронт. Армии, прикрывающие направления на Унечу, Гомель, очень малочисленны и технически слабы. Немцы могут воспользоваться этим слабым местом и ударить во фланг и тыл войскам Юго-Западного фронта".
Надо:
"Прежде всего укрепить Центральный фронт, передав ему не менее трех армий, усиленных артиллерией. Одну армию за счет западного направления;
« - Юго-Западный фронт необходимо целиком отвести за Днепр... Киев придется оставить...»
В этой фантазии Жукова начисто отсутствует и логика, и хроника событий.
Конечно, в 1972 г. Жуков уже знал, что немцы сначала ударили в тыл Юго-Западному фронту, а уж затем начали наступать на Москву. Но 29 июля, по настоянию Генерального штаба, немцы готовили наступление именно на Москву!
Если войска группы армий "Центр" "понесли слишком большие потери", чтобы дойти 300 км до Москвы, то откуда у этой группы могли взяться силы, чтобы прорвать Центральный фронт и пройти 500 км в тыл Юго-Западного фронта? В анализе и предложениях Жукова начисто отсутствует какая-либо логика.
Он и в 1972 г. не понял не только стратегический, но и оперативный смысл немецких операций 1941 г. А ведь, к примеру, Гот уже в 1956 г. его открыл всем желающим. Не "потери", а совершенно другие соображения двигали немцами:
"Правда, против продолжения наступления на Москву в то время был один веский аргумент оперативного значения. Если в центре разгром находившихся в Белоруссии войск противника удался неожиданно быстро и полно, то на других направлениях успехи были не столь велики. Например, не удалось отбросить на юг противника, действовавшего южнее Припяти и западнее Днепра.
Попытка сбросить прибалтийскую группировку в море также не увенчалась успехом. Таким образом, оба фланга группы армий "Центр" при продвижении на Москву подверглись опасности оказаться под ударами, на юге эта опасность уже давала себя знать.»
Так говорит Мухин...
РЕЗУН
А вот что пишет по этому поводу Резун:
И перед германским командованием встала мучительная, неразрешимая дилемма: идти прямо на Москву или скачала разгромить Киевскую группировку советских войск? Гудериан и многие другие генералы склонялись к тому, чтобы идти на Москву. Гитлер считал, что рывок на Москву - рывок в мышеловку. Нельзя идти на Москву, имея справа такую мощную группировку советских войск.
Оборона советских войск в районе Киева опиралась на мощную водную преграду - Днепр и Киевский УР. В лоб эту группировку не взять. Но 2-я танковая группа Гудериана, вырвавшись далеко на восток, нависала над правым флангом Киевской группировкой советских войск и могла ударить ей в тыл.
21 августа 1941 года Гитлер отдал приказ временно отложить наступление на Москву, а вместо этого - нанести удар на юг с целью окружения советских войск под Киевом. Операция была проведена. В киевском котле германские войска захватили 665.ООО советских солдат и офицеров, 884 танка, 3178 орудий, сотни тысяч тонн боеприпасов, топлива, запасных частей, продовольствия.
В Кремле намерения Гитлера на вторую половину лета и раннюю осень 1941 года оценивали по-разному. Как всегда начальник Генерального штаба генерал армии Г.К. Жуков все знал, все понимал, все предвидел. А глупый Сталин ничего не знал, ничего понимал и ничего не предвидел. Жуков об этом рассказывал так: 29 июля он позвонил И.В. Сталину и попросил принять для срочного доклада. Вот что Жуков доложил Сталину (Воспоминания и размышления.Стр. 300):
"На московском стратегическом направлении немцы в ближайшие дни не смогут вести наступательную операцию, так как они понесли слишком большие потери. У них нет здесь крупных стратегических резервов для обеспечения правого и левого крыла группы армий "Центр"; на ленинградском направлении без дополнительных сил немцы не смогут начать операции по захвату Ленинграда и соединению с финнами:"
Жуков якобы доказывал Сталину: Гитлер на Москву сейчас не пойдет, и Ленинград штурмовать не будет. Опасность сейчас другая: германские войска ударят в тыл Юго-Западному фронту, противник срежет всю Киевскую группировку. Надо войска из района Киева срочно отводить!
Сталин: А как же Киев?
Жуков: Киев сдать!
Тут-то якобы и состоялся тот знаменитый разговор.
Сталин: Что за чепуха!
Жуков: Если вы считаете, что начальник Генерального штаба способен только чепуху молоть, тогда ему здесь делать нечего. Я прошу освободить меня от обязанностей начальника Генерального штаба и послать на фронт.
Нам рассказывают, что якобы такой разговор был, и после него Сталин снял Жукова с должности начальника Генерального штаба и назначил командующим Резервным фронтом. Вот во главе Резервного фронта Жуков и провел блистательную наступательную операцию под Ельней.
Следует обратить внимание вот на что. Гитлер колебался: на Москву или на Киев? Но выбора у него по существу не было. Оба решения одинаково соблазнительны.
С одной стороны: вот она Москва в трехстах километрах….
С другой стороны: если не идти на Москву, а повернуть на Киев, тогда без труда можно разгромить миллионную группировку советских войск. Что лучше?
В то же время оба решения были одинаково проигрышными. Если идти на Москву, то до распутицы не будет захвачена Украина и тогда за Украину придется воевать осенью и зимой. А если в августе идти на Украину, тогда до наступления распутицы не будет захвачена Москва.
Тогда сражение за Москву падает на осень и зиму. Можно выбрать одно, можно - другое, но при любом выборе от грязи, мороза и снега уже не увернуться.
В любом случае война уже получилась затяжной без перспективы германской победы. А ведь еще надо и Ленинград захватить. Нельзя Крым оставлять Сталину. Крым - это базы советской авиации для разгрома нефтяной промышленности Румынии. Гитлер и это понимал. Потому колебался.
Оттого, что оба направления были и одинаково заманчивыми и одинаково безысходными, Гитлер не знал что выбрать. Вероятность принятия одного или другого решения была примерно одинаковой. Потому предсказать, на что именно решиться Гитлер, было практически невозможно.
Мы теперь знаем, что после долгих колебаний и споров окончательное решение Гитлер принял 21 августа: на Москву пока не идти, а повернуть на юг в тыл киевской группировке советский войск. Но наш гениальный Жуков (если верить его мемуарам) еще 29 июля точно знал, какое именно решение примет Гитлер. Так он якобы Сталину и докладывал: на Москву не пойду. Пойдут на Киев!
Бедный Гитлер 29 июля 1941 года грыз ногти, не зная, на что решиться, и еще три недели грыз, не зная: на Москву или на Киев? И невдомек было Гитлеру, что великий Жуков с расстояния в полторы тысячи километров прочитал его мысли за три недели до того, как они пришли в гитлеровскую голову."
Так говорит Резун...
ЧТО В ИТОГЕ
Cобственно, Мухин-Резун высказались практически в унисон.
А вот взять хотя бы немецкую Директиву-33 от19.07.41 - уже опровергает многое из написанного.
К середине июля 1941, овладев Смоленском, немецкое командование приняло стратегическое решение о дальнейшем развитии операции по захвату территории СССР. В директиве ОКВ N33 от 19 июля Гитлер приказал изменить главные цели наступления таким образом, чтобы ещё до наступления зимы занять на юге Донбасс и Крым, а на севере - Ленинград, соединившись с финнами.
Одновременно с поворотом пехотных дивизий группы армий 'Центр' на юг в сражение вступят новые, прежде всего подвижные силы, после того как они выполнят стоящие сейчас перед ними задачи и после того как будет обеспечено их снабжение, а также прикрытие с московского направления. Эти силы будут иметь задачей не допустить дальнейшего отхода на восток русских частей, переправившихся на восточный берег р. Днепр, и уничтожить их.здесь
Да и сама Директива-34 о повороте Гудериана на юг отдана 30 июля:
«Группа армий "Центр" переходит к обороне, используя наиболее удобные для этого участки местности.
В интересах проведения последующих наступательных операций против 21-й советской армии следует занять выгодные исходные позиции, для чего можно осуществить наступательные действия с ограниченными целями.
2-я и 3-я танковые группы должны быть, как только позволит обстановка, выведены из боя и ускоренно пополнены и восстановлены.
3) На южном участке фронта пока продолжить операции силами только группы армий "Юг".
Цель этих операций состоит в том, чтобы уничтожить крупные силы противника западнее Днепра и посредством захвата плацдармов в районе Киева и южнее его создать условия для последующей переправы 1-й танковой группы на восточный берег Днепра.
Навязать западнее Днепра бой 5-й советской армии, действующей в болотистой местности северо-западнее Киева, и уничтожить ее. Своевременно предотвратить опасность прорыва войск этой армии через Припять в северном направлении.»
12 августа последовали дополнения
«Южный участок Восточного фронта.
В результате решающего сражения в районе Умани группа армий 'Юг' добилась полного превосходства над противником и обеспечила свободу маневрирования для проведения дальнейших операций по ту сторону Днепра.
Как только ее войска прочно закрепятся на восточном берегу этой реки и обеспечат тыловые коммуникации, они будут в состоянии при надлежащем использовании сил союзников и во взаимодействии с румынскими сухопутными войсками осуществить достижение стоящих перед ними крупных оперативных целей собственными силами.
Ее задача состоит в следующем:
а) не допустить планомерного создания противником фронта обороны за Днепром, для чего необходимо уничтожить наиболее крупные части противника, находящиеся западнее Днепра, и по возможности быстрее захватить плацдармы на восточном берегу этой реки;
б) овладеть Крымом, который, будучи авиабазой противника, представляет особенно большую угрозу румынским нефтяным районам;
в) захватить Донецкий бассейн и промышленный район Харькова.»
НА ЮГ…
Центральный участок Восточного фронта. Первоочередная задача на данном участке состоит в том, чтобы ликвидировать вклинившиеся на запад фланговые позиции противника, сковывающие довольно крупные силы пехоты группы армий 'Центр'. На юге центрального участка фронта особое внимание уделить организации взаимодействия по времени и по направлениям смежных флангов групп армий 'Центр' и 'Юг'.
На севере центрального участка фронта как только возможно быстро разгромить противника западнее города Торопец, введя для этого в сражение подвижные соединения. Левый фланг группы армий 'Центр' выдвинуть на север так далеко, чтобы группа армий 'Север' могла не беспокоиться за свой правый фланг и получила возможность усилить пехотными дивизиями группировку своих войск, наступающих на Ленинград.
Лишь после полной ликвидации угрожающего положения на флангах и пополнения танковых групп будут созданы условия для наступления на широком фронте глубоко эшелонированными фланговыми группировками против крупных сил противника, сосредоточенных для обороны Москвы.
Как видно, решение Гитлера было не одномоментным (но про три недели размышлений Гитлера - гон; решение было поэтапным).
К повороту на юг привел целый комплекс факторов. И штурмовать Ленинград пока фюрер не отказывался.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Советский генштаб верно предсказал направление действий немецких войск.
Только самый первый и мощный фронтальный удар пришёлся по западному фронту—и что характерно немцы точно знали когда и куда надо бить….
Разгромив войска ЗФ они в середине июля повернули на юг как и планировали
Кто из высшего комсостава им это выложил?Жуков или Тимошенко?.....Всё указывает на маршала Тимошенко
Все высказанные претензии в адрес Жукова, Резуна и Мухина несправедливы.
Само снятие Жукова с поста начальника Генштаба и отправка его командовать Резервным фронтом под Ельню - исправление допущенной Сталиным ошибки накануне войны.
Жуков по специфики своего характера и военного таланта не годился для штабной работы—об этом в его характеристике написал ещё К.Рокосовский.
Зато его опыт строевого командира и умения командовать войсками в бою, проверенное на Халхин-Голе, оказались очень нужными непосредственно на фронте