Миф о гонениях, ч.42

топ 100 блогов anchoret30.08.2023 Pax Deorum и имперский культ Рима

Если коротко, то римляне считали проблему политической, а христиане религиозной.

Все редкие случаи гонений на христиан, что мы рассмотрели, проходили на фоне попыток властей стабилизировать политическую ситуацию. Деций пытался унифицировать и объединить империю вокруг себя – он пришёл как узурпатор, и его авторитет не был безусловным. Валериану нужно было единство страны перед лицом внешней, персидской угрозы. Диоклетиан учредил тетрархию, и теперь перед ним стояла задача сохранить цельность государства, так что он счёл необходимым избавиться от инакомыслящих. Нам остаётся понять, почему императоры сочли столь важной опасностью для своих планов именно христиан.

Римское общество, как и большинство древних обществ, верило в тесную связь между богами и процветанием империи. Оно видело мир несколько сложнее, чем он представлен, скажем, в Ветхом Завете. Там Бог просто раздавал наказы и либо награждал за их исполнение, либо карал за нарушение. А Римская империя вся состояла из тонких связей, построенных на религиозной практике, которая соединяла человеческий мир с миром богов. Успешность империи зависела от их благосклонности, культивируемой благочестием и порядком. Нужно было угадывать волю богов, искать их расположения, а для этого приходилось постоянно балансировать между самыми разными силами, влияющими на жизнь государства извне и изнутри.

Римляне не связывали свой военный успех с идеей о том, что их боги просто более могущественны, чем божества завоеванных городов и народов. Они считали, что им удалось найти и развить правильные способы обращения к богам, что им удаётся убеждать богов поддерживать их чаще, чем противников Рима. «Pax» обычно переводится как «мир», но это ещё договор, сделка или соглашение. В религиозном обиходе гармония и согласие между божественным и человеческим носило название pax deorum – «мир богов». Pax deorum достигался только правильной религиозной практикой. Религиозное заблуждение и нечестие приводили к божественной дисгармонии и ira deorum – «гневу богов».

В качестве средства поддержания pax deorum в границах империи римские правители использовали имперский культ как всеобщий религиозный институт. Сам по себе имперский культ был довольно невзрачным, но он служил объединению всех членов империи вокруг своего номинального лидера и не давал забывать об истории империи, ее могуществе и личных обязанностях граждан. В некотором смысле культ работал как идеологический налог и служил проверкой на лояльность. Соответственно, он связывал между собой политическую благонадёжность, социальную стабильность и религиозную принадлежность. Имперский культ объединял все части империи и надо понимать, как важен он был для её прочности и устойчивости.

Так что когда дело доходит до нашей оценки отношения римлян к христианам, то ключевой вопрос заключается в том, за какие убеждения римляне преследовали христиан. Вот эта приверженность римскому имперскому культу – она была проблемой религиозной или политической? Если политической, тогда мы можем понять, почему римляне так настаивали на участии в нём христиан. Если же это был религиозный вопрос, то наши симпатии, возможно, больше склонились бы на сторону христиан.

В древнем мире религия была, в некотором смысле, повсюду. Все аспекты общественной, правовой, профессиональной и нравственной жизнедеятельности человека регулировались религиозными принципами. Свои деньги древние римляне хранили не в банке, а в храме; если два бизнесмена хотели провести сделку, они давали религиозную клятву; воинская присяга новобранцев тоже носила религиозный характер; кандидаты на правительственные должности и посты политиков сначала должны были стать понтификами (или жрецами) в определённых религиозных организациях. Поэтому трудно найти род деятельности, который бы не касался религии.

Прежде считалось, что римский имперский культ был всего лишь политическим институтом. Это правда, что он выполнял политические и социальные функции. Но его тесная связь с политической стабильностью и согласием в обществе не означает, будто он не имел религиозного содержания или значения, какое было у традиционных греко-римских религиозных практик. В прошлом ученые описывали традиционные религии (или «язычество») лишь как систему ритуалов. Считалось, что язычники просто выполняли положенные обязанности, хотя сами не верили в богов, которым приносили жертвы. Христиане, напротив, действительно верили в те идеи, которые они исповедовали.

Подобное представление о верованиях и ритуалах в древнем мире на самом деле абсолютна ложно. Оно родилось в спорах между протестантами и католиками в эпоху Реформации. Протестанты подчеркивали, что быть христианином значит прежде всего веровать. Эта мысль кратко выражена в доктрине Лютера о спасении sola fide – «только верою». Протестантизм настаивал, что католицизм лишён живой веры и обременён пустыми ритуалами и идолопоклонством. Когда ранние протестантские богословы оглядывались на Древнюю церковь, то отождествляли себя с первохристианами, а римо-католичество – с древнеримским язычеством. Соответственно, множество людей решило, будто античные греки и римляне только исполняли пустой ритуал, ведь они были древними католиками – бездумными автоматами для зарабатывания денег на бессмысленных обрядах.

И лишь недавно ученые пришли к пониманию, что стереотип о римской религии как о чем-то поверхностном – как о религиозном эквиваленте чистки зубов – неверен. Конечно, мы не знаем, что происходило тогда у людей в головах, но нет никаких оснований предполагать, что римляне не были глубоко и искренне привержены своим религиозным традициям. Кроме того, нас не должно запутывать, что в религии есть политические, экономические и социальные элементы. Легко сказать, что древние религиозные практики были меркантильны, ведь там присутствовала плата торговцу за жертвенных животных, плата жрецу за принесение их в жертву, плата оракулу за пророчество, да и в самом обращении к божествам со своими просьбами об успехе в бизнесе, войне или карьере тоже видна корысть. Но смешение религии с проблемами повседневной жизни в древнем мире было совершенно естественным. Все – и иудеи, и язычники, и христиане – ощущали, что религия пронизывает каждую грань человеческой жизни. Такое положение дел не означает, что религия неискренна, как и обращение к Богу за исцелением больного родственника не является проявлением своекорыстия.

Нельзя разделять мотивации древних на религиозные и политические – это было бы анахронизмом. Тогда они были сплетены воедино. Это в современной практике государство считается исключительно светским образованием и не должно вмешиваться в вопросы, касающиеся личных убеждений, религии, вероисповедания или Бога. На самом же деле религия и политика тесно переплетены друг с другом, просто мы идеализируем отделение церкви от государства и свободу отдельных людей исповедовать свои религиозные традиции. Для древних римлян государство тем более было институтом одновременно политическим и религиозным, и, что более важно, само христианство выступало вполне политизировано. Это различие между современными и древними взглядами на политику и религию означает, что мы склонны неправильно понимать то, что происходило в древнем мире.

Утверждается, что христиане подвергались гонениям за свои религиозные убеждения. Но если мы попытаемся с нашей, современной точки зрения отделить тогдашнюю политику от религии, то причины преследования ранних христиан станут понятнее именно как политически мотивированные. Если у римских императоров и были проблемы с христианством, то лишь потому, что оно угрожало стабильности империи какими-то политическими претензиями – именно так воспринимала власть притязания христиан. Императоры не имели ничего против таких безобидных вещей, как крещение или песнопения, но у них возникали явные проблемы с теми аспектами христианства, которые звучали для них как измена или переворот.

Одной из причин, по которой римляне не принимали отказа христиан участвовать в имперском культе, было то, что подавляющее большинство людей в древнем мире вообще ничего не думали об участии в нём. Если культ императора когда и подвергался критике, то обычно из-за чрезмерного тщеславия отдельных личностей. Упёртые сторонники республиканского устройства и аристократы могли считать такие перегибы безвкусицей и предосудительным самодовольством, но сама религиозная практика ни у кого не вызывала возражений. На рынке древних религий присягнуть на верность императору и, соответственно, Римской империи было легко. Это не требовало отказа от местного, национального, домашнего или личного бога. То был лишь один из аспектов древней религиозной жизни.

Сильное чувство монотеизма и отвержение идолов христиане унаследовали от иудаизма. В историях о мученичестве христиане часто цитируют или ссылаются на библейскую книгу пророка Даниила, в которой три отрока торжественно отказываются кланяться и служить идолам (Дан 3:18). В течение первых пятидесяти лет после смерти Иисуса его последователи достаточно комфортно чувствовали себя в сложившейся обстановке. Они образовали небольшую, относительно анонимную организацию (напомним, что определение «христиане» появилось далеко не сразу), и власти считали их иудеями. При этом иудейское священноначалие смогло договориться о своей роли в имперском культе, которая не задевала их религиозных чувств и не создавала проблем с римлянами, а вот христиане этого не сделали. По мере того как последние делались всё более заметными и всё дальше отходили от иудаизма, их взаимоотношения с империей становились всё более проблематичными. В глазах государства они выглядели отщепенцами от древней религии, имевшей свои традиции, в согласии с которыми определялось участие евреев в имперском культе, и эти отщепенцы явно создавали какое-то новое и быстро распространяющееся суеверие.

Участие римлян в государственном культе связывало империю воедино. Подобно клятве верности этот общественный ритуал был призван укреплять социальные связи между отдельными людьми, их группами и целыми областями империи. Особо важное значение имперский культ приобретал в неспокойные времена как инструмент сдерживания потенциальных беспорядков.

Христиане, как теперь уже ясно, не хотели участвовать в имперском культе, и римляне сочли это опасным. В древности присутствие религиозно инакомыслящей группы воспринималось как угроза жизни общества. Его процветание было делом тонким, а религия считалась одним их факторов управления здоровьем, успешностью, независимостью, урожайностью, погодой и всеми аспектами повседневной жизни. Христиане же грозили расстроить pax deorum и тем самым навлечь беду на всех. Они боялись нарушить божественные заповеди, а римляне боялись, что из-за них рухнет сама империя.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я уже сбился со счета, сколько раз мне советовали напечатать книгу со своими ...
Понятно, что история не любит сослагательного наклонения, но историк Владимир Фетисов как то подсчитал, что в сегодняшних реалиях Николай II считался бы самым богатым человеком в мире. Во время II Переписи населения царь Николай II написал о своём роде занятий «Хозяин земли русской». ...
читал куча мнений на выступление Эмомали у Путина - смысл сказанного Рахмоном  по меткому замечанию Ув. red_nadia  цитата «Мне видится, тов. Рахмон мечтает о втором СССР. »  А  русские блогеры подняли свистопляску хохлосрача , мол Рахмон русофоб  , он ...
...
Почему с заменой Обамы на Трампа дела России будут хуевее? Обоснованный объективными данными ответ лежит, казалось бы, на поверхности, но никто до этого момент его не озвучил (хотя, может я и проебал, я же не информационное агентство, могу себе позволить). Запрос в гугл выдает рост ...