Миф и реальность

топ 100 блогов galik_12305.01.2024
Миф и реальность

Степан Дмитриевич Эрьзя (1876-1959) прославился по всему миру как гениальный скульптор. Масштаб его творческого наследия со временем только возрастает, а жизнь его сложилась как самый захватывающий роман. В начале прошлого века Степан Эрьзя получил широкую известность, после участия в ряде выставок в Венеции, Милане и Париже. В европейской прессе в этот период за ним закрепилось прозвище "русский Микеланджело" - за уникальную передачу эмоций через возможности пластики. К 50-м годам XX века его начнут называть "русским Роденом". И вот наконец в 2024 году в прокат должен выйти художественный фильм "Эрьзя. Долгий путь домой" о его жизни и творчестве.
Эрзя прожил очень необычную и яркую жизнь. Он жил и работал как в России, так и за рубежом: в Италии (1907-1914), Франции (1909-1913), Азербайджане (1921-1923), Аргентине (1927-1950), потом вернулся в Советскую Россию. Творческое наследие Степана Эрьзи обширно. Около трех сотен произведений дошли до наших дней, однако судьба многих работ остаётся неизвестной. Как натура творческая, он всегда привлекал внимание прекрасных женщин, у него были романы с натурщицами, приключения с роковыми женщинами. Своё ощущение прекрасного скульптор воплотил в многочисленных женских образах.

Миф и реальность


Да, в жизни Степана Эрьзи было много интересных женщин, но именно Елена Мроз (1900-1984) стала верной и преданной подругой скульптора - его музой, ученицей и возлюбленной. В 1915 году в Москве произошла их встреча, которая осталась воплощённой во многих работах мастера. Среди них и прекрасная мраморная "Калипсо".

Миф и реальность


Миф о Калипсо известен из поэмы "Одиссея" греческого писателя Гомера. Имя "Калипсо" в переводе с греческого означает "та, что скрывает". Гомер рассказывает историю о прекрасной нимфе Калипсо, которая очаровывает легендарного героя Одиссея своим пением и ткачеством. Нимфа удерживает возлюбленного в тайне ото всех, скрывая его на острове Огигии в течение 7 лет. Это были годы, наполненные любовью и страданиями. Но вскоре богиня-воительница Афина просит Зевса освободить Одиссея, потому что богами ему предначертан другой путь. Калипсо вынуждена отпустить возлюбленного, на прощанье даже наполнив ветром паруса его корабля.

Миф и реальность


Елена Мроз родилась в интеллигентной семье греческого происхождения в Ростове-на-Дону. Закончила городскую женскую гимназию и детскую художественную школу. В 1914 году уехала в Москву, где стала учиться мастерству скульптора в студии А.С. Голубкиной. На следующий год познакомилась с Эрьзей и стала его ученицей, потом возлюбленной. В 1916 году они вместе приехали в Геленджик в родительское имение семьи Мроз на летний отдых. Впоследствии скульптор говорил, что никогда в жизни не жил так вольно и беззаботно, как у моря в Геленджике. Очарованный Еленой, он творит её и для неё, из-под его резца вышли прекрасные женские образы. В 1917 году Эрьзя создаёт из мрамора самое поэтическое изображение Елены и нарекает его греческим именем "Калипсо". За внешность и происхождение друзья часто называли Елену гречанкой ещё и потому, что она укладывала свои роскошные волосы в греческий пучок.

Миф и реальность
Калипсо. 1917. Мрамор. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи

В 1918 году Елена сопровождала скульптора на его родину в село Баево, а затем на Урал, где они вместе работали над осуществлением плана монументальной пропаганды. Елена стойко переносила бытовые трудности военных и первых послереволюционных лет.

Миф и реальность
Спокойствие. Мрамор, 1919. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи

Потом они побывали в Новороссийске, в Батуми и Баку, где Елена Мроз работала под руководством учителя над оформлением Дома Союзов горняков Азербайджана.

Миф и реальность
Ева. 1919. Мрамор. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи

Имя Калипсо, данное мраморной скульптуре, стало пророческим. Реальная судьба Елены Мроз и Степана Эрьзи оказалась схожей с судьбой героев греческого мифа, они разошлись через 10 лет. Мечты Елены, нежно любившей Эрьзю, разбились о его тяжёлый характер вечного скитальца, которому не нужен был покой, домашний очаг и уют. Его путь был путем гения-одиночки. А Елена смогла изменить себя и состоялась как художник и скульптор, но навсегда осталась верной своему герою.

Миф и реальность
С. Эрьзя с сёстрами Марией и Еленой Мроз. Батуми, 1922

С Еленой Мроз Эрьзя общался и после своего возвращения из Аргентины в СССР. Встречаясь, они часто вспоминали о днях давно минувших, но вместе жить уже не могли - сказывался разный менталитет.

Миф и реальность

Елена Мроз с 1925 по 1930 годы жила в Геленджике, где успешно работала над созданием парковых скульптур для здравниц города. В 1930 году приняла участие в оформлении Выставки достижений народного хозяйства в Москве. В 1937 году стала членом Союза художников СССР. Постоянно участвовала в выставках, создавала произведения. В её работах чувствуется влияние Эрьзи: они обладают той же пластикой, мягкостью и гибкостью линий, яркой образностью, умелым использованием фактуры материала.

Миф и реальность

Источники информации: gelmusey.ru , Странник Эрзя , erzia-fond.com

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Уважаемый asharky , спасибо ему, подбросил видеосюжет " Заседание СБ ООН по бывшей Украине ". Это интересно, но сюжет длинный, поэтому, если у кого нет ...
какое небо голубое (с) ...
    Друзья, я тут на днях купил наконец-то букридер, посоветуйте мне, пожалуйста, книги, которые, как вы считаете, должен прочитать каждый. Ровно по одной. Предпочитаю современную литературу, русскую классику не предлагать - не очень ...
Скандально известная швейцарская художница Мило Муаре вышла на «голый протест» против действий выходцев из Африки и Ближнего Востока, устроивших массовые беспорядки в Кельне в ночь на 1 января, сообщает The Telegraph. 8 января девушка вышла полностью обнаженной на площадь перед централь ...
В городе Иваново празднующие обстреляли дом фейерверками. Стекол естественно нет. Да-а-а-а, это зрелище было круче всех, летающих у нас, обломков шахедов!