Мы вернулись из Сербии

топ 100 блогов nantik705.11.2021 Ровно 10 лет назад мы приехали из путешествия по Сербии, 8 ноября 2011 года я начала писать заметки, и сегодня я – щелк – перевела таймер на 10 отделений вперед и набираю уже третью строку поста под тем же названием «Мы вернулись из Сербии».

Ссылка на предыдущий пост - https://nantik7.livejournal.com/24404.html
В этот раз, в конце октября 2021 года, мы отправились в Сербию втроем (в прошлый раз с нами моталась еще моя дочь Тонька). Тогда за восемь дней мы успели примерно в три раза больше, чем сейчас за четырнадцать - я склонна списывать это на возраст и пыл неофита: я десять лет назад только-только начала осваивать заграничный формат, и хотелось тогда всего, и глаза горели, и прыть была, как у здоровой дворняги охотничьих пород в самом расцвете сил. Сейчас я чувствую наступление зрелости и проявление благородных собачьих генов: предпочитаю ходить быстро по лугам, холмам и даже горам, но при этом не спешить, оглядываться, останавливаться, поджидать других, на фрески смотреть долго, всегда возвращаться в одно место ночлега. Наверное, теперь я пастуший сторож.

Мы вернулись из Сербии

Слава богу, у нас на этот раз было время и для длительных пеших прогулок к монастырям, и для вечернего чревоугодия, и для долгих автобусных вояжей, в общем, для жизни. Тогда – 10 лет назад мы, страшно подумать, побывали практически во всех «топовых» монастырях южной и центральной Сербии (на три больше, чем сейчас), а также в Косово (Печ и Высокие Дечаны), в монастырях Овчар-Кобларского ущелья, в ведущих монастырях Фрушка-горы, а также в Белграде и Нови Саде. Тогда же я поняла, куда хочу вернуться, какие монастыри, какие фрески я непременно увижу еще раз, да и горные панорамы каких областей меня, чего уж там, манят.

Теперь, анализируя мои прежние эмоции, я понимаю, что напряжение всех душевных рецепторов 10 лет назад было вызвано не только восторгом от увиденного, не только сумасшедшим темпом, но и реальным чувством опасности – Сербия тогда находилась в состоянии острой фазы кризиса, вызванного Косовской проблемой, совсем недавней выдачей гаагскому трибуналу для отбывания пожизненного срока национального, для многих, героя Радко Младича. «Его поимка и выдача трибуналу являлись одними из условий вступления Сербии в Европейский союз; за информацию о местонахождении была назначена награда в 10 млн евро. В 2011 году Младич был арестован в Сербии и экстрадирован в Гаагу». Из Вики.

Октябрь 2011 город Рашка.

Ноябрь 2011 город Нови Сад

Ноябрь 2011 город Белград

Мы колесили тогда по Косову на такси с черногорскими номерами, под конвоем натовцев выходили к монастырям, видели следы от пуль на блокпостах;

Мы вернулись из Сербии

чувствовали агрессию в южной Сербии, стремались выходить из машины и фотографировать надписи «Бойкот Сербии»; затем из Центра передвигались в северные области, где царили совсем другие взгляды.

Тогда казалось, что вот-вот начнется гражданская война Севера и Юга, борьба народа с правительством, война всех с ЕС, с США, в общем, средневековые монастыри на этом фоне казались мне полным отрывом от реальности, Тридевятым царством, точнее, былинным прошлым народа, этаким Китеж-градом, но почему-то живым. Теперь все не так, вирус опасности ушел за 10 лет, граффити встречаются довольно резкие, как и положено, но впечатления катастрофы, которая вот-вот разразится, нет.

("Вы отравили Косово - это наказание" - из Кралево).

Есть сепаратистские настроения в районах Нови-Пазара и Тутина, о которых я еще напишу, но общий курс на европеизацию чувствуется, он, наверное, и сгладил конфликт.

Мы вернулись из Сербии

("Автономию Санжаку" - из Тутина. Санжак - это историческая область на юго-западе Сербии, примерно там мы и были).

К сожалению, Шенгенской визы у нас нет, поэтому путь в Косово, легко осуществимый, кстати, на местных автобусах, для нас был закрыт. Конечно, мы ехали не читать граффити, а смотреть Византийское наследие и осенние горные пейзажи. К последним у меня претензий нет, а вот процесс реставрации мог бы течь и поактивнее. Не могу сказать, что улучшений нет – это было бы неправдой, да и пандемия, конечно, приостановила все рабочие процессы, но в не самых популярных монастырях состояние росписей аховое, близкое к катастрофе, а вот в известных объектах, юнесковских, например, все лучше, чем можно было бы ожидать.

Монастырь Велуче неподалеку от Трстеника.
Вот, например, как здорово выглядит теперь монастырь в Жиче. Во-первых, сбили лютый красный цвет, слава богу, во-вторых, кое-что все-таки сделали.

Так было 10 лет назад.

Так стало сейчас.

Крупные потери, по-видимому, не восстанавливают.

Как было 10 лет назад,

так и осталось сейчас.

В Студенице реставрация главного храма 10 лет назад началась и сейчас идет полным ходом.

Мы вернулись из Сербии

В Джорджеви Ступовях недавно, похоже, приступили.

Итак, надеюсь, что смогу рассказать подробно обо всем, но небыстро. Наш план путешествия.
1 день. Перелет СПб – Белград лоукостером «Нордвинд». Цена терпимая, в обе стороны чуть больше 20 тысяч. В Белграде сразу на автобус до Нови Пазара. Он идет часов 5 с гаком, так что прибытие поздно вечером. В Нови Пазаре у нас были забронированы апартаменты на 7 ночей, так что мы возвращались именно сюда.
2 день. Нови-Пазар – монастырь Црна Река, он неподалеку от косовской границы, но это ничего. Туда надо ехать автобусом до Рибариче, затем 4 км. пешком. Вот отличный автобусный сайт для тех, кто не хочет арендовать машину (и я их понимаю: горные серпантины – это не то чтобы очень мило и легко, а автобусы недороги). https://www.polazak.rs/sr/
3 день. Нови-Пазар – город Сеница на автобусе. Там на такси до села Донье Лопиже, точнее, храма Георгия – это около 15 км. Там – пешком через виадук по краю ущелья, по заповеднику Увац. Мы прошли не так уж и много километров, но всё увидели, и я вам скажу – это стоило того! Обратно в той же последовательности.
4 день. Наконец-то Сопочаны, это монастырь в 20, примерно, км. от Нови-Пазара, ходит прямой автобус. И день на сам город Нови-Пазар.

5 день. Весь день ходим и сидим в красивых местах. Петрова церковь – км. в 3-х от центра города и оттуда пешком по холмам км. 5 к монастырю Джорджеви Ступови. Оттуда пешком же домой.

6 день. Еще раз Сопочаны (очень хотелось еще) и город Тутин. Там хотели посмотреть церковь Петра и Павла, но внутрь не попали, увы. Но и в этом путешествии было много смысла.

7 день. На автобусе до Рашки, потом до Брвеника. Там Нова и Стара Павлица, затем обратно в Брвеник (это пешком и недалеко) и на подкидышах в монастырь Градац (км. 15). В расписании обозначены автобусы Брвеник – Градац, но в реальности их не было, зато подкидыши с удовольствием взяли.

8 день – переезд в Кралево, часа два. Это наша вторая точка дислокации, там тоже 7 дней живем в арендованной квартире. Этот день – праздник святой Петки (Параскевы), чрезвычайно чтимой в Сербии святой. Поэтому мы быстренько сели на пригородный автобус и покатили в Стубал – к монастырю св. Петки. Там километра 2-3 надо пройти до обители. Монастырь недревний, но мы словили разное этно. Впечатлились.

9 день. Доехали на автобусе из Кралево до станции Трстеник. Там взяли такси (увы, иначе нельзя) и покатили к монастырю Каленич (это км. 20). Там шофер нас подождал, и обратно мы отправились к монастырю Любостинья. Там отпустили шофера, побродили по Любостинье и пешком (км. 3) пошагали к Трстенику. Оттуда на автобусе домой.

10 день. Монастырь Студеница. Туда идет прямой автобус из Кралево, туда и обратно. К сожалению, его интервал около полутора часов, но поскольку вторая церковь (Иакова и Анны) была закрыта на реставрацию, нам хватило. К монастырю можно доехать и через Ушче двумя автобусами (один Кралево – Ушче, второй Ушче – Брезова).

11 день. Автобусом до Пожеги, там маршруткой до Арилье (церковь святого Ахилла) и обратно, сообщение регулярное; затем из Пожеги такси до села Каран и там Бела Церква Каранска (это км. 15 от Пожеги).

12 день. Монастырь Жича – это, по сути, пригород Кралево, туда ходят пригородные автобусы. Вечером – просто Кралево.

13 день. Автобус до Крушеваца. Оттуда автобус в Александровац. Оттуда такси по трем монастырям – Дренча, Руднице и Велуче. Оставил нас водитель на остановке в селе Стопанье, где мы спокойно сели на автобус до Кралево (расписание знали, конечно).

14 день и последний. Просто прогулка в окрестностях Кралево вдоль реки Ибар до моста через Западную Мораву.

Во всех церквях и монастырях, кроме Каленича, я смогла сфотографировать росписи, в Калениче купила буклет, попробую что-то перенести оттуда. Постараюсь писать отчеты последовательно, подробно и монотонно, ибо это еще и психотерапия, так я понимаю дело. Фотографии все-таки на радость этим жадюгам переправлю на платный фотохостинг, так что их можно будет рассмотреть.

Лично я водку употребляю крайне редко, да и не в тех количествах, чтобы переживать. И курить уже давно бросил. А вот для тех, кто это дело любит, грядут невесёлые времена.     Росалкогольрегулирование внесли некоторые корректировки для потребителей и установило цену ...
Коллеги, посоветуйте тихий район (или даже квартал), где девушке можно покататься немножко для избавления от страха перед рулем. Интересует где-нибудь неподалеку от пр. Космонавтов. Парковка Радуги и СКК - это неплохо, конечно, но хочется ...
Но !!! осень осень хочетца весну ) ...
Про анекдот (Я тебе попереключаю), Было 2 канала, потом добавили образовательный. Да и справочка (вику всё-таки смотреть внимательнее надо), Л.И. Брежнев умер 10.11.1082г. Здесь в чём дело? По нравственной, познавательной и художественной ценности эти 3 канала реально были выше чем ...
29 октября 2023 года более тысячи человек собралось около махачкалинского аэропорта «Уйташ» незадолго до прилета авиарейса из Тель-Авива, протестуя против прибытия в Дагестан рейса из Израиля. Толпа требовала не допустить на территорию республики пассажиров с паспортами ...