Мы сравнили героев разных экранизаций «Мастера и Маргариты» и спорим, кто

топ 100 блогов vitkvv201723.12.2023

Попытки снять киноверсию романа Булгакова «Мастер и Маргарита» делались еще с начала 70-х годов прошлого века. Многим зрителям запомнился фильм Юрия Кары, снятый в 1994 году, и телесериал Владимира Бортко 2005 года. И вот в 2024-м нас ждет настоящий сюрприз — новая экранизация с современными актерами.

Маргарита

Мы сравнили героев разных экранизаций «Мастера и Маргариты» и спорим, кто

© Мастер и Маргарита / ТАМП, © Мастер и Маргарита / РТР-Фильм, © Мастер и Маргарита / Mars Media Entertainment

  • Анастасия Вертинская (1994);
  • Анна Ковальчук (2005);
  • Юлия Снигирь (2024).

Мастер

Мы сравнили героев разных экранизаций «Мастера и Маргариты» и спорим, кто

© Мастер и Маргарита / ТАМП, © Мастер и Маргарита / РТР-Фильм, © Мастер и Маргарита / Mars Media Entertainment

  • Виктор Раков (1994);
  • Александр Галибин (2005);
  • Евгений Цыганов (2024).

В первых двух фильмах актеры, сыгравшие Мастера и Маргариту — просто коллеги, а исполнители этих ролей в новой экранизации — настоящие муж и жена

Воланд

Мы сравнили героев разных экранизаций «Мастера и Маргариты» и спорим, кто

© Мастер и Маргарита / ТАМП, © Мастер и Маргарита / РТР-Фильм, © Мастер и Маргарита / Mars Media Entertainment

  • Валентин Гафт (1994);
  • Олег Басилашвили (2005);
  • Аугуст Диль (2024).

Коровьев

Мы сравнили героев разных экранизаций «Мастера и Маргариты» и спорим, кто

© Мастер и Маргарита / РТР-Фильм, © Мастер и Маргарита / Mars Media Entertainment

  • Александр Абдулов (2005);
  • Юрий Колокольников (2024).


Бегемот

Мы сравнили героев разных экранизаций «Мастера и Маргариты» и спорим, кто

© Мастер и Маргарита / ТАМП, © Мастер и Маргарита / РТР-Фильм, © Мастер и Маргарита / Mars Media Entertainment

  • Виктор Павлов (1994);
  • Александр Баширов (2005);
  • Кот Кеша + виртуальный Бегемот (2024).

В новом фильме будет два Бегемота — компьютерный и настоящий. Последнего сыграет девятикилограммовый мейн-кун Кеша. Правда, в его родословной записано другое имя — официально кота зовут ProbonoAstra Ace Berg.

Берлиоз

Мы сравнили героев разных экранизаций «Мастера и Маргариты» и спорим, кто

© Мастер и Маргарита / ТАМП, © Мастер и Маргарита / РТР-Фильм, © Мастер и Маргарита / Mars Media Entertainment

  • Михаил Данилов (1994);
  • Александр Адабашьян (2005);
  • Евгений Князев (2024).


Гелла

Мы сравнили героев разных экранизаций «Мастера и Маргариты» и спорим, кто

© Мастер и Маргарита / ТАМП, © Мастер и Маргарита / РТР-Фильм, © Мастер и Маргарита / Mars Media Entertainment

  • Александра Захарова (1994);
  • Таня Ю (2005);
  • Полина Ауг (2024).

Профессор Стравинский

Мы сравнили героев разных экранизаций «Мастера и Маргариты» и спорим, кто

© Мастер и Маргарита / РТР-Фильм, © Мастер и Маргарита / Mars Media Entertainment

  • Василий Ливанов (2005);
  • Леонид Ярмольник (2024).

В 1994 году роль профессора исполнил Игорь Кваша, но эти кадры не вошли в киноверсию. В титрах под именем Стравинского фигурировал Евгений Весник, который сыграл обычного врача.

Барон Майгель

Мы сравнили героев разных экранизаций «Мастера и Маргариты» и спорим, кто

© Мастер и Маргарита / ТАМП, © Мастер и Маргарита / РТР-Фильм, © Мастер и Маргарита / Mars Media Entertainment

  • Александр Ульянов (1994);
  • Дмитрий Нагиев (2005);
  • Алексей Гуськов (2024).

Бонус: фото со съемок нового фильма

Мы сравнили героев разных экранизаций «Мастера и Маргариты» и спорим, кто
Мы сравнили героев разных экранизаций «Мастера и Маргариты» и спорим, кто
Мы сравнили героев разных экранизаций «Мастера и Маргариты» и спорим, кто

О чем на самом деле роман «Мастер и Маргарита» и есть ли у его персонажей реальные прототипы

Роман «Мастер и Маргарита» стал не только наиболее известным произведением Михаила Афанасьевича Булгакова, но и одной из самых таинственных книг XX века. Читатели растащили его на цитаты, персонажи стали по-настоящему культовыми, а исследователи романа бьются над его трактовкой уже несколько десятилетий.

Предыстория и замысел. «Рукописи не горят»

Мы сравнили героев разных экранизаций «Мастера и Маргариты» и спорим, кто

© Мастер и Маргарита / Госкино, Канал Россия

Судьба легендарного романа довольно трагична: первую версию Булгаков сжег, а потом восстанавливал текст по памяти. Писатель решил «отыграться» на своем новом произведении, после того как в театре запретили постановку его пьесы «Кабала святош». Вскоре он отправил правительству письмо с такими строками: «И лично я своими руками бросил в печку черновик романа о дьяволе...»

Кроме того, Михаил Афанасьевич так и не успел закончить свое детище: после смерти писателя сведением воедино всех черновиков и редактированием занималась его вдова, Елена Сергеевна. Роман пролежал на полке более 25 лет и мог бы остаться безвестным, но супруга Булгакова дала жизнь рукописям, совсем как Маргарита в романе.

Мы сравнили героев разных экранизаций «Мастера и Маргариты» и спорим, кто

© wikipedia

Первая публикация романа, журнал «Москва», № 11, 1966 год.

В начальной версии произведение называлось «Копыто инженера», а среди героев не было ни Мастера, ни Маргариты. Всем известное название появилось только в 1937 году. Изначально Булгаков задумывал написать что-то вроде русской фаустианы, и потому центральным персонажем был Воланд.

Маргарита и ее возлюбленный, который поначалу именовался Поэтом и Фаустом, появились во второй версии романа. Кстати, до этого слово «мастер» не встречалось в произведениях Булгакова и имело скорее негативную коннотацию, так как было синонимом слова «ремесленник» (нетворческий человек). Булгаков придал ему новое значение и приравнял к слову «художник».

Мы сравнили героев разных экранизаций «Мастера и Маргариты» и спорим, кто

© wikipedia

Музей «Булгаковский дом».

Книга была невероятно важна для писателя, о чем свидетельствует обнаруженная на одном из листков реплика автора: «Помоги, Господи, написать роман».

Герои и прототипы. «Никогда не разговаривайте с неизвестными»

Мастер. Существует большое количество трактовок этого образа. Кто-то считает, что прототипом послужили Максим Горький или Мандельштам (на шапочке у Мастера была вышита буква М). Также есть версия, что Мастер — это русский Фауст, творец, который одержим пониманием мира. К слову, в романе у многих персонажей есть двойники. Так, двойник Мастера — Иешуа Га-Ноцри. Он тоже беззащитный мыслитель, человек, который хочет заниматься своим делом — бродить по миру и проповедовать.

Мы сравнили героев разных экранизаций «Мастера и Маргариты» и спорим, кто

© Мастер и Маргарита / Госкино, Канал Россия

Воланд. Когда Булгаков прочитал первые 2 главы романа своим друзьям, он спросил, кто, по их мнению, Воланд. Примечательно, что не все посчитали его дьяволом. Наверное, так оно и есть: он не абсолютное зло. Воланд — один из вариантов этого зла, который ведает земными проблемами: устанавливает некую справедливость, наказывает взяточников и дураков, дарит немногим приличным людям «покой» и улетает. Двойник Воланда в романе — Понтий Пилат, ведь он тоже Закон, который вершит судьбы людей.

Драматург Эдвард Радзинский видел в Воланде черты Сталина. При этом сам Булгаков отрицал, что у этого образа есть какой-либо прототип. Он говорил: «Не хочу давать поводы любителям разыскивать прототипы. У Воланда никаких прототипов нет».

Мы сравнили героев разных экранизаций «Мастера и Маргариты» и спорим, кто

© Мастер и Маргарита / Госкино, Канал Россия, © wikipedia

Маргарита. В Маргарите угадываются черты как литературных персонажей, так и реальных женщин. Во время работы над романом Булгаков обращался к героине «Фауста» Маргарите (Гретхен), а также к образу реальной женщины — Маргариты Наваррской, «королевы Марго». По словам исследователей, их сближают «дерзость в любви и решительность в поступках».

Кроме того, Маргарита Николаевна напоминает третью жену писателя — Елену Сергеевну, ведь она тоже в свое время ушла к Булгакову от мужа. Схожесть есть даже в описании внешности: «косящий разрез глаз» у Елены Сергеевны и «чуть косящая на один глаз ведьма» — Маргарита.

Мы сравнили героев разных экранизаций «Мастера и Маргариты» и спорим, кто

© Мастер и Маргарита / Госкино, Канал Россия, © wikipedia

Иешуа. Кто-то полагает, что Иешуа — это Иисус. Однако булгаковеды утверждают, что между этими образами нельзя поставить знак равенства. В романе персонажу около 27 лет, в то время как Иисусу было 33 года, когда его распяли. Иешуа не помнит своих родителей и по крови «кажется, сириец», что также не вполне соответствует биографии Христа. Кроме того, у булгаковского героя всего один ученик — Левий Матвей, а не 12.

Александр Мирер в своей книге «Евангелие Михаила Булгакова» пишет, что Иешуа — это не Христос, а богочеловек. Спаситель, который никого не спас, в отличие от Иисуса. А образ Христа проявляется в двух персонажах: Иешуа олицетворяет его милосердие, а Понтий Пилат — карающую сущность (именно он руками Афрания расправляется с предателем Иудой).

Мы сравнили героев разных экранизаций «Мастера и Маргариты» и спорим, кто

© Мастер и Маргарита / Творческая Ассоциация Международных Программ

Понтий Пилат. Пилат в романе отличается как от исторического персонажа, так и от евангельского образа. Писатель сделал своего прокуратора нарочно «негероическим», подверженным сомнениям и проклинающим себя за минуту трусости. По словам театроведа Виталия Виленкина, однажды Булгаков спросил его о главном человеческом пороке, а потом сам ответил: «Трусость — вот главный порок, потому что от него идут все остальные».

Мы сравнили героев разных экранизаций «Мастера и Маргариты» и спорим, кто

© Мастер и Маргарита / Творческая Ассоциация Международных Программ

Фагот (Коровьев). Имя рыцаря, Фагот, видимо, является отсылкой к названию музыкального инструмента: его форма с длинной трубкой отдаленно напоминает тощую фигуру Коровьева. Что касается фамилии — Коровьев, — то есть версия, что на иврите слово «каров» значит «приближенный», а Фагот — старший из подчиненных Воланда. По другой версии, фамилия — отсылка к персонажу повести Алексея Толстого «Упырь» статскому советнику Теляеву, который оказался рыцарем и вампиром.

Мы сравнили героев разных экранизаций «Мастера и Маргариты» и спорим, кто

© Мастер и Маргарита / Госкино, Канал Россия

Азазелло. Образ демона пустыни Азазеля Булгаков взял из Ветхого Завета. Этот падший ангел научил мужчин создавать оружие, а женщин — украшать свое тело и красить лицо. Неслучайно именно Азазелло убивает барона Майгеля и преподносит Маргарите волшебный крем.

Мы сравнили героев разных экранизаций «Мастера и Маргариты» и спорим, кто

© Мастер и Маргарита / Госкино, Канал Россия

Кот Бегемот. Если верить «Булгаковской энциклопедии», то прообразом этого яркого персонажа послужило морское чудище из книги «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях». Также, согласно демонологической традиции, Бегемот — демон чревоугодия.

При этом вторая жена Булгакова Любовь Белозерская утверждала, что прототипом Бегемота послужил их огромный домашний кот Флюшка. Характер и повадки Флюшки отражены во фразе Бегемота: «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус».

Мы сравнили героев разных экранизаций «Мастера и Маргариты» и спорим, кто

Михаил Александрович Берлиоз. Вероятнее всего, это собирательный образ советских идеологов. Среди возможных прототипов данного героя — основатель Российской ассоциации пролетарских писателей Леопольд Авербах. Кстати, многие задаются вопросом, за что Берлиозу отрезали голову. Кто-то полагает, что он был наказан за то, что не верил в бога и проповедовал атеизм поэту Бездомному. Однако есть версия, что Михаил Александрович попал под трамвай просто потому, что Воланду нужна была его квартира. Иными словами, автор говорит, что часто для террора и зла не нужна глубокая философская причина.

Иван Бездомный. Скорее всего, прообразами этого героя могли быть поэты Александр Безыменский и Демьян Бедный, которые печатали в газете «Правда» антирелигиозные стихи.

Мы сравнили героев разных экранизаций «Мастера и Маргариты» и спорим, кто

© Мастер и Маргарита / Госкино, Канал Россия

Критик Латунский. Прототипом персонажа, который разгромил роман Мастера, стал реальный человек — Осаф Литовский, советский драматург, выступавший с резкой критикой Булгакова. Современники писателя говорили, что Елена Сергеевна в гневе даже обещала отравить Литовского за разгромную статью «Против булгаковщины».

Аннушка. Героиня с этим именем не первый раз появляется в произведених Булгакова и всегда знаменует собой начало чрезвычайных происшествий. Например, в одном из ранних рассказов персонаж Аннушка Пыляева растапливает печь и устраивает пожар. Также, по свидетельствам современников писателя, Аннушкой звали соседку Булгакова.


Трактовка. «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»

Мы сравнили героев разных экранизаций «Мастера и Маргариты» и спорим, кто

© Мастер и Маргарита / Госкино, Канал Россия

Роман породил множество самых невероятных трактовок и теорий.

Некоторые исследователи, например писатель и литературовед Дмитрий Быков, полагают, что в романе угадываются 2 слоя. Первый — обращение к Сталину. И в этом смысле образ Мастера нарисован так, чтобы он был понятен именно вождю. Мастер — это творец, который доведен до отчаяния и ждет снисхождения, и его нужно непременно спасти, ведь он призван исцелить человечество.

Мы сравнили героев разных экранизаций «Мастера и Маргариты» и спорим, кто

© Мастер и Маргарита / Госкино, Канал Россия

Второй слой произведения с его мистичеcкой и сатирической составляющей обращен ко всем читателям. Весь роман пропитан двойственностью. По всей видимости, 30-е годы располагали к этому: советские граждане жили двойной жизнью. Днем все было пристойно: люди работали, строили коммунизм и пили воду с сиропом, а ночью устраивали тайные встречи с шампанским и приемы у послов.

Мы сравнили героев разных экранизаций «Мастера и Маргариты» и спорим, кто

© Мастер и Маргарита / Госкино, Канал Россия

Одна из ключевых мыслей романа: самый страшный человеческий порок — трусость. Также Булгаков попытался понять, можно ли сотворить добро из зла, и пришел к выводу, что нет, нельзя. Нет такого зла, которое могло бы превратиться в добро.

Однако автор сделал зло в своем произведении столь обаятельным, что в итоге массовый читатель был очарован Воландом и создал из этого персонажа некий культ. Долгое время в Москве даже устраивались празднования Вальпургиевой ночи на Воробьевых горах — там, где Князь тьмы прощался с Москвой в конце романа.


Экранизации

Мы сравнили героев разных экранизаций «Мастера и Маргариты» и спорим, кто

© Мастер и Маргарита / Творческая Ассоциация Международных Программ

Есть легенда, будто Булгаков «мстит» за любое прикосновение к своему роману, поскольку не хочет, чтобы его экранизировали. Писатель Дмитрий Быков рассказывает о том, что было несколько попыток снять фильм по мотивам «Мастера и Маргариты», но все они провалились.

Мы сравнили героев разных экранизаций «Мастера и Маргариты» и спорим, кто

© Мастер и Маргарита / Творческая Ассоциация Международных Программ

После публикации произведение долго не экранизировали. Режиссеры Владимир Наумов и Александр Алов мечтали о постановке. Вдова Булгакова Елена Сергеевна даже обещала отдать авторские права на экранизацию «Мастера и Маргариты» именно им, но скоропостижно умерла и не успел

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В Livejournal я больше 17 лет. Параллельно веду блоги на других площадках. У меня есть блогерский флаг. И я как раз в путешествии! Уже пять дней я в Перми. Катаюсь по Пермскому краю. Съездила в Кунгур, наконец увидела Кунгурскую ледяную пещеру. Несмотря на то, что это попсовая и ...
Причина? Говядиной берёт с Аргентины и прочих, в обмен на поставляемое оборудование. Если брать тамошней валютой, то её придётся срочно тратить, т.к. инфляция дикая - а говядина замороженная постабильнее будет. На самом деле прикол в другом - в том, что даже такие проамериканские страны ...
Новгородская блогосфера достаточно давно сделала выводы: в блоге губернатора Новгородской области Сергея Герасимовича Митина от его имени пишет кто-то другой. Это мнение можно найти практически на всех новгородских интернет-площадках. Даже в ...
Originally published at Мой мир в фотографиях . You can comment here or there . Read the rest of this entry » ...
Антон Павлович, что и говорить, был писателем весьма своеобразным. Мое знакомство с его творчеством началось в школе, когда я буквально «проглатывала» книгу за книгой, рассказ за рассказом, настолько легким и непосредственным был его стиль. Насмешливым и серьезным ...