8 самых безбашенных российских фильмов эпохи 90-х / 2000-х
vitkvv2017 — 21.12.2023Два минувших десятилетия, девяностые годы ХХ века и начало «нулевых» XXI – настоящий кинематографический пир для поклонников арт-хауса и кино не для всех. Значительных бюджетов на фильмы еще не было, о рамках и ограничениях никто не думал, так что свет увидела целая обойма по-настоящему безбашенных картин. Уморительно смешных и трагичных, шокирующих и экспериментальных. Их мы сейчас и изучим.
Прорва (1992)
Иван Дыховичный вынес на экраны, наверное, самый ортодоксальный
взгляд на СССР конца тридцатых годов ХХ века. В «Прорве» будет и
драма дворянки, вынужденной вливаться в новое общество, и смешная
история о подарках маршалу, и шикарные роли Евгения Сидихина,
Александра Балуева, Сергея Маковецкого. И, конечно же, стиль –
ампир везде и всюду, который контрастирует с мрачными мыслями о
будущем.
Два капитана-2 (1992)
Шаманство какое-то! Полностью состоящие из старой хроники, «Два
капитана-2» буквально гипнотизируют зрителя и разрушают
традиционную картину мира. На ряде сцен можно лопнуть от смеха,
звериная серьезность происходящего на экране вместе с монотонными
абсурдными текстами доводит зрителя до истерики. Постмодернистский
шедевр,в котором заняты Сергей Курехин и Борис Гребенщиков –
настоящий памятник эпохе.
Серп и молот (1994)
Жуть жуткая от Сергея Ливнева – в тридцатые годы XX века колхозница
Евдокия Кузнецова становится жертвой научных экспериментов по смене
пола и превращается в метростроевца Евдокима Кузнецова (Алексей
Серебряков). Который быстро собирает все регалии, но, в конце
концов, оказывается на краю выбора между любовью и долгом. Весьма
скромный бюджет здесь умело замаскирован стилизациями и, конечно
же, опирается на прекрасную игру Серебрякова.
Окраина (1998)
У жителей уральского хутора обманом отобрали землю. Начав
собственное расследование, парни быстро поняли, что председатель
колхоза тоже был в деле (он, раскаявшись, присоединился к отряду),
ну а далее – раскрутили ниточки до хрустального офиса московского
олигарха. Эпитафия нашим былинам на фоне бушующего в те годы
кризиса била наотмашь, да и снята картина была удивительно
ладно.
Москва (2000)
Формально начавшаяся как детектив «Москва» (Александр Зельдович
собрал целое созвездие – в картине задействованы Ингеборга
Дапкунайте, Татьяна Друбич, Александр Балуев) – речь пойдет о
похищении огромной суммы наличных у нового русского по кличке
Майкл, довольно быстро скатывается в инфернальные глубины. Невеста
главного героя, как оказалось, влюбилась в его друга, который и
является главным подозреваемым в краже, а атмосфера замкнутого
пространства быстро превратилась в параноидальную. Сценарий был
написан в соавторстве режиссера с Владимиром Сорокиным, так что,
будьте уверены, сюжетные повороты окажутся непредсказуемыми.
Даун Хаус (2001)
Вольная интерпретация «Идиота» Достоевского – от сюжета тут мало
что осталось, но диалоги просто феноменальны. Этот непрерывный
набор гэгов, поправленный отличными образами в исполнении Федора
Бондарчука и Ивана Охлобыстина, кажется настоящей феерией – сразу
же после просмотра хочется запустить ленту снова, чтобы насладиться
наиболее смачными моментами.
4 (2004)
После ленты «4» Илья Хржановский получил карт-бланш на авторский
«ДАУ», который никак не может пробить себе дорогу на наш экран (над
картиной начали работать в 2006, к съемкам приступили в 2008, а
свет она увидела лишь в 2019 и часть фильмов саги не получила
прокатные разрешения в РФ). Надо сказать, что повесть о торговце
мясом, настройщике роялей и проститутке, которые познакомились в
баре и начали друг другу рассказывать байки, довольно быстро
хватает зрителя за горло и держит его поистине железной хваткой.
Такого идеального спуска в глубины ада еще не было – и, судя по
всему, талантом открывать двери в иные миры сегодня обладает лишь
Хржановский.
Пыль (2005)
Кино-эксперимент Сергея Лобана – роман о «маленьком человеке».
Неожиданно Леша попадает в эксперимент, где таких же неудачников
превращают в накачанных суперменов. Увы, по завершении опытов, Леша
снова получает назад свое рыхлое тело (и гонорар) – и всеми силами
теперь пытается вернуть ускользающую красоту. Жесткий, но абсолютно
гуманистический шедевр, призыв ко всем людям стать чуточку человечнее и добрее.
|
</> |