"Мы сами не демократия..."
sapojnik — 05.04.2015 Очень хорошее, я бы сказал - мудрое интервью Александра Баунова. Вообще Баунов - сочетание уникальное для России: он умный, очевидно либерально настроен и при этом совсем не истеричен."...смотреть на Китай как на альтернативу Западу странно. «Вы, европейцы, нас обидели, и мы сейчас пойдём к Китаю, он хороший» — вот это мне кажется неправильным, потому что Китай — не очень хороший. Всё-таки Вторая мировая война на Западе привела к гуманизации внешней политики, та стала гораздо менее жёсткой, чем в первой половине XX века. Страны ввели в свою внешнюю политику какое-то количество моральных компонентов. Меркель терпеть не может Путина, который врёт ей в глаза. Она не принимает ситуацию с Украиной, но тем не менее прибудет в Москву, потому что, с её точки зрения, аморально не приехать. Такой моральной составляющей на Востоке нет. Мы уходим из хорошей школы, где нас пытаются учить учителя, во двор, где дерутся с ножичками. Нас обижает Европа, а мы уходим в Азию, но в Азии жёстче всё. Китай способен обидеть намного сильнее.
...
Россия устроена так, что в ней институты декоративны, а люди решают вопросы. И этот стиль управления мы переносим на внешнюю политику. Более того, наше политическое руководство часто бесится и не понимает, когда ему предъявляют какие-то институты. Оно личные договорённости ценит выше формальных процедур. Но на самом деле почти все так действуют. Поступая на работу, что вы предпочтёте — отправить резюме и формально пройти собеседование или по личному знакомству переговорить с руководителем, который возьмёт вас на работу? Понятно, что второй путь зачастую короче и эффективнее, если вы понимаете, что это за человек и чем вы друг другу можете быть полезны. Нельзя сказать, что вся западная политика идёт только по формальным каналам и в ней нет никакого личного фактора. Нет, ничего подобного.
У России больший крен в эту сторону, но это не наша уникальная особенность. Наша особенность в том, что мы рассматриваем институты более декоративными, чем они есть.
...
да, мы иногда поддерживаем диктатуры. Причина отчасти в том, что мы сами не демократия, а больше диктаторский режим. Но вообще мир устроен не так схематично.
СССР, будучи тоталитарной диктатурой, поддерживал демократию в Чили, потому что там она привела к власти более-менее марксистов. А США, будучи демократией, поддерживали диктатуру Пиночета, потому что его диктатура этих марксистов свергла. Есть ещё более парадоксальный пример из прошлого. Когда в Камбодже был Пол Пот, мы его не поддерживали, потому что он был прокитайским левым, а с Китаем мы в тот момент враждовали больше, чем с США. Потом Пол Пота в ходе войны свергли вьетнамцы. Мы поддержали Вьетнам и новое правительство Камбоджи, а США ещё много лет продолжали поддерживать Пол Пота, и в ООН в 1980-е годы ещё заседал представитель полпотовского правительства, устроившего в стране геноцид.
И мы, и Запад поддерживаем диктаторские режимы. Просто это разный набор диктаторских режимов. И не всегда наши диктаторские режимы хуже тех, что поддерживают США. Например, США поддерживают Саудовскую Аравию, а мы поддерживаем куда более свободные Иран и Сирию. В Дамаске христианин и мусульманка могут идти, взявшись за руку, и потом зайти в бар выпить немножко виски, а в Саудовской Аравии это невозможно. При этом Асад — ужасный диктатор, а саудовский король — союзник Запада.
...
Год назад я сказал, что Третьей мировой не будет... Но есть одна неприятная поправка за последний год. Никто не будет принимать принципиального решения о начале войны. Можно представить, что руководство сядет за стол и подумает, что да, вот сейчас в каждый дом придёт повестка, и дети пойдут на войну, половина погибнет, обменяемся атомными ударами, померяемся силами и посмотрим, какая система окажется сильнее. Но в таком виде решение, конечно, никогда не будет принято. Зато всё может соскользнуть к ней незаметно.
Опасность в том, что, когда мы ведём политику с нарушением правил, мы считаем, что Запад слабее нас в смысле политической выносливости, он меньше нас готов потерять людей. А Запад нас считает экономическими слабыми. На Украине может так случиться, что мы все соскользнём к той черте, когда либо нам, либо Западу будет невозможно отступить, не потеряв лица катастрофически, и кому-то покажется, что уж лучше воевать.
Почему мы вторглись в Грузию в 2008 году? Очень важным было соображение престижа: кто будет нас уважать, если маленький слабый Саакашвили гонит российских миротворцев, а мы это признаём? В этом смысле Запад в Крыму очень серьёзно отступил и своё лицо потерял. В Донбассе в меньшей степени, потому что была война, закончившаяся на условиях компромисса. Вот произойдёт какая-то ситуация на Украине — неважно, кто её раскачает, — и война начнётся снова. За ней последуют куда более жёсткие экономические санкции в отношении России. Экономически ответить нам будет нечем, но мы сможем ответить войной"
http://www.the-village.ru/village/city/city-news/179413-baunov-o-mirovoy-politike
|
</> |