![](/media/images/top/preview/img-fotki-yandex-ru-get-5307-1648443-22-0_569c3_d9d89627_L.jpg)
Мы решили что лучше сжечь мосты, чем знать, что есть возможность отступить
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Мы решили что лучше сжечь мосты, чем знать, что есть возможность отступить](http://img-fotki.yandex.ru/get/5307/1648443.22/0_569c3_d9d89627_L.jpg)
Алексей и Оксана – молодая семья. Пол года назад открыли магазин подарков Smily в Гостином дворе в Перми.
Чтобы проиллюстрировать этот пост я попросил случайных покупателей попозировать мне с самой клевой на их взгляд игрушкой в магазине :)
1. С чего все началось, как вообще возникла идея собственного дела?
Открытие своего магазинчика в нашем случае скорее необходимость. Мы не умеем подчиняться, мы неуправляемы и упрямы. Причем оба. И дело не в том, что «начальник дурак, а я умный», - нам всегда очень везло с руководством. Просто в наших головах всегда крутилось «а вот можно было бы…». И вот это «было бы» всегда смущало. В нем есть какая-то фатальность, безысходность. Да и прожить жизнь в мечтаниях, что когда-нибудь мы все-таки научимся и будем готовы не хотелось. Это как с желанием завести ребенка: сначала не готовы – потом уже поздно.
Начинать было ОЧЕНЬ страшно. Без опыта, без связей и без денег. Мы решили что лучше сжечь мосты, чем знать, что есть возможность отступить, если струсили. Поэтому начали так, чтобы обратного пути у нас уже не было. Появилось ощущение, будто мы летим на всей скорости на автомобиле, у которого отказали тормоза - лишнее неверное движение и нам крышка.
![Мы решили что лучше сжечь мосты, чем знать, что есть возможность отступить](http://img-fotki.yandex.ru/get/5306/1648443.22/0_569bd_f57bc1be_XL.jpg)
2. Почему вы решили открыть именно магазин подарков? Было ли это внезапным озарением или к этой идее вы шли какое-то время?
К идее открытия магазина подарков мы пришли просто потому, что работали в сувенирной сфере, и это казалось близким и понятным. Но работали мы в корпоративном сегменте, а розница, как оказалось, - совсем другая песня, которую нам пришлось осваивать на ходу. Для нас важно, чтобы дело вызывало драйв, поэтому это направление мы выбрали скорее душой.
![Мы решили что лучше сжечь мосты, чем знать, что есть возможность отступить](http://img-fotki.yandex.ru/get/4518/1648443.22/0_569bf_f74878e4_XL.jpg)
3. С какими трудностями вам пришлось столкнуться в самом начале? Где взяли первоначальный капитал? Брали ли вы кредит, не страшно ли было брать? Как выбирали форму собственности?
Самая главная трудность находилась у нас в «пятой точке»: страх и неуверенность мучали нас. Но все уже было решено, и не хотелось облажаться друг перед другом, сказав «а может ну его?!». В общем-то, львиная доля энергии уходила на борьбу с самими собой.
Первоначальным капиталом стала субсидия государства по программе самозанятости выданная Оксане. Сумма там совсем смешная - 58 800 рублей, а подготовка документов и ожидание решения заняли месяца три. Но это скорее сыграло роль мотиватора, раз уж получили одобрение экспертов и защитили бизнес-план, значит отступать некуда.
Но для полноценного запуска, естественно, требовалось дополнительное финансирование. Пришлось взять потребительский кредит, так как ни один банк не давал деньги на открытие стартапа, так как у нас не было успешного опыта в прошлом и связей.
Формой собственности на данном этапе стала регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, как наиболее понятная и менее затратная. Нет необходимости вести бухучет и, соответственно, содержать бухгалтера.
![Мы решили что лучше сжечь мосты, чем знать, что есть возможность отступить](http://img-fotki.yandex.ru/get/5013/1648443.22/0_569c1_c068b8f8_XL.jpg)
4. Начало работы магазина. Так ли вы себе все это представляли, какие приятные или неприятные сюрпризы внезапно возникли? Сталкивались ли с потребительским экстремизмом?
С самого начала все пошло не так, как мы себе представляли. Это касается всего. Мы наткнулись на простую и очевидную вещь, которую на тот момент не до конца понимали – никто, никого, нигде не ждет с распростертыми объятиями.
Мы планировали открыться в начале декабря, к новогодней суете. Вместо этого, с большим трудом, открылись в середине месяца. И то, это благодаря помощи и поддержке в основном совершенно чужих нам людей. Арендодатели не спешили идти с нами на контакт, поставщики ставили жесткие условия. В какой-то момент даже дошло до того, что один из конкурентов подначивал поставщика расторгнуть с нами отношения... Еще нам нужно было срочно изготовить витрины, но все мебельщики готовы были принять наш заказ только в конце января. На помощь пришла жена однокурсника Оксаны, она работает на мебельном производстве. И в начале декабря сборщики оперативно установили нам витрины. Так же помог брат Алексея, он тоже мебельщик, за что мы и ему очень благодарны.
Но самое веселое наступило дальше. В конце ноября мы заказали товар. По неопытности не понимали, что так не делается. Естественно, у поставщиков загруз на тот момент уже огромный. Тем более перед новогодними праздниками. И поставку товара нам сильно задержали. Аренда уже «капает», а точка вообще еще не функционирует. Но к середине декабря все же товар мы получили, и торговля пошла.
У Оксаны есть талант, - говорит Алексей, - она никогда не относилась к продажам, как продажам. Для нее это скорее творчество и душевный разговор. Общаясь с покупателем, она искренне старается уловить желания и предложить именно то что человеку необходимо. Поэтому как-то сразу появились постоянные покупатели. Благодаря их вниманию к нашему магазинчику мы все больше начинали обретать уверенность, что идем в верном направлении.
С потребительским экстремизмом не сталкивались (тьфу-тьфу-тьфу). Но, заметили одну вещь – посетители Гостинного двора (где располагается магазин), которые попадали к нам делились на две категории: тех, кто не понимал идею магазина, и тех, кто с радостью и интересом начинал рассматривать витрины.
![Мы решили что лучше сжечь мосты, чем знать, что есть возможность отступить](http://img-fotki.yandex.ru/get/4411/1648443.22/0_569c2_e98503a6_XL.jpg)
![Мы решили что лучше сжечь мосты, чем знать, что есть возможность отступить](http://img-fotki.yandex.ru/get/5307/1648443.22/0_569c4_e9a3eed4_XL.jpg)
5. Расскажите о денежных сложностях. Штрафы, налоги, возращение кредита, в чем себя пришлось ограничить или наоборот какие новые возможности появились?
Денежные сложности нас не обошли. Но зато обошлось без штрафов. Налоги, конечно, бешенные. Особенно те, которые нужно отчислять за сотрудников, и кредит возвращать нам еще долго. Ограничивать себя приходится буквально во всем. Вообще, пока сложно, да и не хочется, отрыто говорить о наших ожиданиях и перспективах, мы в этом плане очень суеверны.
![Мы решили что лучше сжечь мосты, чем знать, что есть возможность отступить](http://img-fotki.yandex.ru/get/5013/1648443.22/0_569c5_2ce66c62_XL.jpg)
6. Плохие и хорошие периоды продаж. Какие вы для себя подметили хитрости: в какие дни или в какое время лучше покупают?
Тут все и без наших комментариев, наверное, известно. Хорошие продажи в праздничные периоды (новый год, 14 февраля, 23 февраля и т.п.). Кстати, мы со всей уверенностью ожидали, что в марте у нас будет прям особый бум продаж, второй по значимости после новогодних праздников. Товар яркий, эмоциональный и креативный. Нам казалось, что юноши в первую очередь будут стремиться удивить своих возлюбленных необычными подарками. Но не тут-то было. Бум продаж пришелся на 23 февраля, когда девушки, мамы, бабушки искали подарки для своих мужчин. Правда, март незначительно отстал от февраля. Но факт остается фактом – девушки чаще любят дарить яркие подарки.
Адским периодом для нас оказался период с конца весны до середины лета. Затем снова стал наблюдаться рост.
![Мы решили что лучше сжечь мосты, чем знать, что есть возможность отступить](http://img-fotki.yandex.ru/get/4610/1648443.22/0_569c7_d0860f33_XL.jpg)
![Мы решили что лучше сжечь мосты, чем знать, что есть возможность отступить](http://img-fotki.yandex.ru/get/5306/1648443.22/0_569c6_7b9773ec_XL.jpg)
7. Как изменился магазин со дня открытия? Как вы видите развитие вашего магазина, каким он будет через год?
Концепция осталась неизменной: яркие, креативные, добрые подарки, которые помогают передать свои чувства и эмоции близким. Магазин изменился в ассортименте. Еще больше подстроились под спрос и пожелания наших покупателей. Полностью отказываться от каких-либо групп товаров не пришлось. В каждом направлении есть свои «звезды» и то, что продается с трудом. Например, мы сократили кухонную тему, оставив только популярные штуки. Тем более рядом магазин посуды. Зато разного рода необычностей таких как, например, радио для душа виде крана, игрушки-антисресс, креативные часы в виде подушки, забавные игрушки и другого стало больше.
В планах открыть вторую точку в более крупном и популярном торговом центре (как, например, Колизей Cinema, Столица или Семья).
![Мы решили что лучше сжечь мосты, чем знать, что есть возможность отступить](http://img-fotki.yandex.ru/get/5410/1648443.22/0_569ca_bc1913da_XL.jpg)
![Мы решили что лучше сжечь мосты, чем знать, что есть возможность отступить](http://img-fotki.yandex.ru/get/5306/1648443.22/0_569c8_4f43b513_XL.jpg)
8. Посоветуйте что-нибудь тем, кто тоже мечтает открыть свое дело.
Откровенно говоря, нам пока рано раздавать советы. Можем лишь сказать о тех уроках, которые мы усвоили для себя. Они очень просты:
• Нельзя тормозить, когда поезд уже тронулся. Только вперед. Неплановые остановки могут загубить все.
• Концентрироваться только на целях и перспективах. Смотреть не под колесо на камушки и кочки, а на ближайший маршрут. Иначе можно на ровном месте споткнуться. В общем, поменьше заморачиваться по пустякам, побольше вкладываться и мыслью, и делом в решение реальных задач.
• Сжигать мосты. Иначе останется место для жалости к себе и поиска аргументов для отступления.
• Шелуху в сторону. В пространстве и действиях не должно быть ничего лишнего. Важно наполнять свой день ровно тем, что имеет смысл и необходимость. Разного рода излишества развращают восприятие и расхолаживают отношение.
• Не стоит размениваться по мелочам. Если интуитивно понимаешь, что «такой-то» способ, «такое-то» действие, «такая-то» сделка принесет скорее разочарование, то лучше от этого отказаться, чем поддаться надуманным ожиданиям. Какими привлекательными они не казались на первый взгляд. Лучше переждать и найти что-то более интересное и перспективное. В данном случае мы считаем уместным выражение «Все приходит к тому, кто умеет ждать».
• Прислушиваться к советам и рекомендациям, но оставаться верным себе. Шестое чувство не подведет, если его правильно понимать и не размениваться на множество чужих для себя идей. Можно перечитать множество умных книжек, посетить кучу полезных семинаров, но в своем деле придется найти себя, свою линию. Иначе очень трудно. Кажется, крыша едет от попыток соответствовать чьим-то правилам и рекомендациям. Никто не может стать кем-то другим кроме себя. А значит и принципы должны быть свои собственные.
А вообще, искренне желаем удачи тому, кто решится или уже решился на какое-либо начинание. Поверьте, это безумно интересно и захватывающе.
![Мы решили что лучше сжечь мосты, чем знать, что есть возможность отступить](http://img-fotki.yandex.ru/get/4518/1648443.22/0_569c9_9e445ab2_XL.jpg)
Вот такая история, друзья. Уверен у вас куча вопросов возникла. Ребята клевые и открытые, задавайте им любые вопросы в комментариях, не стесняйтесь ;)