Мы не хозяева в своей голове или как устроена наша психика.
altai_dao — 23.11.2023
Добрый вечер. Ваш покорный слуга - юнгианец, но это не дает мне
права не помнить учение Фрейда. Ибо из споров с Фрейдом выросла
юнгианская аналитика.
В своей работе «По ту сторону принципа удовольствия» З. Фрейд предложил свою идею модели психики. Которая некоторым образом структурирована и поделена на три инстанции: «Я», «Оно» и «Сверх-Я».
Оговорюсь сразу – это некая ментальная конструкция, которая нигде в пространстве не локализована и не закреплена.
Хоть и были попытки нейрофизиологов проверить теорию Фрейда на практике.
Вопрос о существовании нейронных основ для этой трехчастной
модели психики остается открытым.
Итак, эти три инстанции расположены в моделируемом пространстве
особым образом и также по-особому между собой взаимодействуют. В
большей степени они находятся друг с другом в сложных напряженных
отношениях.
«Оно» – эта инстанция с самой сильной энергией. Эта часть абсолютно бессознательна. На картинке к посту – это скрытая часть айсберга. У нас нет к ней прямого доступа, только опосредованно по следам бессознательной жизни: сны, оговорки, фантазии, творчество, симптомы. «Оно» подчинено принципу удовольствия - «я хочу». Это все наши желания и влечения. Весь резервуар нашей энергии находится в "Оно". На картинке к посту, что это самая большая часть психики.
Вторая часть – «Я», которая заимствует энергию у «Оно». Своей потому что нет. Данная инстанция руководствуется принципом реальности – старается привести бессознательные стремления «Оно» в соответствии с требованиями внешнего мира. Эта часть расположена как в сознательной сфере. Например - это все наши представления о себе. Так и в бессознательной сфере: сложившаяся в течение жизни система психологических защит. Или то, как мы автоматически реагируем на внешние раздражители.
И третья – «Сверх-Я». Которая наблюдает и
оценивает насколько эффективно «Я» руководит желаниями «Оно».
Инстанция «Сверх-Я» руководствуется принципом – «я должен». Отчасти
мы осознаем эту часть своей психической жизни: наши принципы,
ценности, этические и культурные взгляды. Отчасти нет – чувство
стыда или вины, неосознаваемые стремления к идеальному.
Таким образом, сквозь призму этой модели психики, можно понять,
почему так сложно порой сделать выбор. Или осознать одну из причин
извечного внутреннего конфликта: поступить, как хочется, как будет
лучше для меня или как необходимо.
Чем более эффективна инстанция «Я», тем лучше будет работать
принцип реальности. Конечно требования «Оно» и «Сверх-Я» постоянно
будут в конфликте. Но именно эффективная работа «Я» и будет
заключаться в гармоничном согласовании этих требований.