МЫ ЕГО ТЕРЯЕМ
boris_yakemenko — 16.01.2012
Приидите, братие, последнее целование дадим…
Из чинопоследования панихиды
Министр
культуры России Авдеев уходит после президентских выборов. Об этом
он заявил 13 января, на пресс-конференции в Москве.
http://www.regnum.ru/news/polit/1487815.html#ixzz1jKnKlOdU
В 1917 г. А.Аверченко написал под манифестом об отречении Николая
II «Прочел с удовольствием». Авдеев хоть и не Николай и я не
Аверченко, но манифест о грядущем отречении министра культуры
прочел с тем же немеркнущим удовольствием.
Нам вообще очень не везет с министрами культуры. Кто помнит
тех, кто был в девяностые? Чем они задержались в памяти? Никто и
ничем. А министров двухтысячных? Предпоследний так и не смог
подняться в своей культуре выше мюзиклов, пошлостей и
глубокомысленных рассуждений на тему есть ли без мата русский язык
или нет и нужно ли хорошо учиться, а нынешний щедро наградил шпану,
так и не сумевшую в своем художественном развитии перепрыгнуть
через изображение причинного места. Несколько лет моя рабочая
группа Общественной Палаты, занимающаяся сохранением
археологического наследия, готовила поправки в 73 закон о
сохранении культурного наследия. Из всех ведомств, с которыми
приходилось иметь дело, самое советское, убитое горем,
неповоротливое и совершенно не готовое к работе было Министерство
культуры. Видавшие виды люди возвращались с совещаний в Минкульте с
перекошенными лицами и, вздрагивая, говорили: «Да уж. Всякое
видали, но такого…» И долго пили кофе с корвалолом.
В чем проблема? Может быть, как минимум, хватит назначать
министрами культуры людей, считающихся специалистами в этой области
лишь потому, что они 1) артисты 2) любители Окуджавы и Галича 3)
загадочные «творческие люди», у которых буйный ветер вдохновенья
власы подъемлет на челе 4) специалисты по английскому театру 5)
просто с виду приличные, а стало быть почему-то культурные люди.
Как говорил Вольтер «О культуре должны заботиться люди, имеющие
точное о ней представление». Бисмарк на этот счет выражался более
определенно: «Люди, не имеющие отношения к культуре, не должны
иметь к ней отношения».
А как максимум? Как максимум неплохо было бы изменить на уровне
государства марксистское отношение к культуре, как к некоей
надстроечной составляющей экономического базиса. Дескать, будет
прочная экономика, стабильность, благополучие, подтянется и
культура. Очень часто все было наоборот. Одни из лучших образцов
культуры Русь дала в эпоху раздробленности, серебряный век русской
культуры совпал с большими потрясениями в экономике, нынешняя Вена
радует глаз уникальными памятниками архитектуры, многие из которых
построены в канун распада государства. А сколько всего было создано
в блокадном Ленинграде. Об этом можно задуматься на станции метро
Маяковская, взглянув на великолепные мозаики на потолке – именно
там и тогда они и были созданы. А, кроме того, не следует забывать,
что от уровня культуры социума сильно зависит уровень экономики
государства. Давайте задумаемся над тем, у кого лучше получится
создать развитую, современную экономику (то есть скелет страны – на
нем все держится, но его не видно), развивающуюся в интересах всего
общества, а не отдельных его членов. У людей с Чайковским в сердце,
Достоевским в душе и Поленовым перед очами или у братьев по Дарвину
с Прилепиным в башке, Шнуровым в ушах и «Синими носами» перед
зенками.
Ответ очевиден. «Культура – это то, что оправдывает перед Богом
существование народа и нации», - писал Д.С.Лихачев. Так вот
министром культуры должен быть человек, который просто хорошо
понимает это выражение. Не столько умом, сколько сердцем. И все. А
остальное приложится.
|
|
</> |
Проектор для дома: 7 критериев правильного выбора техники
Благодарность амёб.
Доходный дом Крестовниковой на Покровском бульваре
Путешествие по интернету - В Мюнхене есть «Hofbräuhaus»
Про разносолы в гостеприимных домах Шри-Ланки и Непала
22 ноября Православная церковь отмечает день памяти священномученника Виктора
Сага о Нибелунгах. Часть 3-я
Если кто вдруг пропустил - мы сейчас штурмуем сразу 10 городов ( по gosh100)

